Закон дает право ЦИК убрать любого кандидата

Читать в полной версии →
По мнению экспертов, российское законодательство позволяет Центризбиркому исключить из предвыборной гонки любого кандитата, поскольку собрать два миллиона подписей за месяц попросту нереально




Скандальная история с массовыми фальсификациями подписей избирателей в поддержку бывшего премьер-министра Михаила Касьянова при выдвижении его кандидатом в президенты России породила немало вопросов. Действительно ли имели место эти нарушения? И если да, то зачем штабу Касьянова это понадобилось? Неужели так сложно за отведенный период собрать без всяких фальсификаций необходимое количество подписей?

Оказывается, не просто сложно, а практически невозможно. Как отмечает газета "Новые известия", само законодательство дает право исключить из предвыборной гонки, по сути, любого кандитата, поскольку "собрать 2 млн подписей за месяц просто нереально". "Для этого нужно иметь базы данных, которые проверяются ДЭЗами (Дирекциями по эксплуатации зданий ), надо обойти все квартиры, с каждым человеком поговорить, - объясняет изданию независимый политолог Дмитрий Орешкин. - А у нас люди стали недоверчивые и не всем двери открывают. А тут еще подпись нужно поставить, а с какой это стати?"

По словам эксперта, в ходе нынешней предвыборной кампании штабам кандидатов приходилось собирать подписи, пользуясь дорогостоящими услугами "специальных натасканных фирм", и каждая подпись избирателя обошлась не менее чем в $1 - $1,5. Нетрудно подсчитать, что каждый претендент на пост президента отдал за "росчерки пера" как минимум $2 миллиона. Однако Михаил Касьянов, к примеру, уверяет, что на сбор подписей он потратил всего 1 млн 753 тыс. руб., а Андрей Богданов, которого ЦИК должен зарегистрировать сегодня, и того меньше - 811 тыс. рублей.

"Власти прекрасно знают, что технически собрать 2 млн подписей за месяц просто невозможно, и активно используют этот механизм как элемент политического давления, - отмечает Орешкин в интервью "НИ". - Они применяют закон о выборах избирательно. Например, команду Михаила Касьянова запугивают уголовными делами, а Андрей Богданов с 3% брака замечательно себя чувствует".

И действительно, не совсем понятно, где именно лидер Демократической партии успел за два месяца найти больше двух миллионов сторонников. Ведь еще на декабрьских парламентских выборах его партию поддержали в 20 (!) раз меньше людей - всего 89 тыс. человек (0,13%). И это при том, что в итоговое число, судя по всему, вошли 50 тыс. положенных по закону членов партии, а также их родственники. К тому же в декабре людей не надо было разыскивать по квартирам - они сами приходили на участки. Однако у Орешкина на это свое объяснение: браковать подписи Богданова, какими бы они ни были, попросту нельзя. "Этот кандидат нужен власти и должен остаться для обеспечения легитимности выборов, если вдруг Жириновский, Зюганов и Касьянов откажутся баллотироваться в президенты", - заключил политолог.

Алексей ГУСЕВ |
Выбор читателей