Закон дает право ЦИК убрать любого кандидата

По мнению экспертов, российское законодательство позволяет Центризбиркому исключить из предвыборной гонки любого кандитата, поскольку собрать два миллиона подписей за месяц попросту нереально




Скандальная история с массовыми фальсификациями подписей избирателей в поддержку бывшего премьер-министра Михаила Касьянова при выдвижении его кандидатом в президенты России породила немало вопросов. Действительно ли имели место эти нарушения? И если да, то зачем штабу Касьянова это понадобилось? Неужели так сложно за отведенный период собрать без всяких фальсификаций необходимое количество подписей?

Оказывается, не просто сложно, а практически невозможно. Как отмечает газета "Новые известия", само законодательство дает право исключить из предвыборной гонки, по сути, любого кандитата, поскольку "собрать 2 млн подписей за месяц просто нереально". "Для этого нужно иметь базы данных, которые проверяются ДЭЗами (Дирекциями по эксплуатации зданий ), надо обойти все квартиры, с каждым человеком поговорить, - объясняет изданию независимый политолог Дмитрий Орешкин. - А у нас люди стали недоверчивые и не всем двери открывают. А тут еще подпись нужно поставить, а с какой это стати?"

По словам эксперта, в ходе нынешней предвыборной кампании штабам кандидатов приходилось собирать подписи, пользуясь дорогостоящими услугами "специальных натасканных фирм", и каждая подпись избирателя обошлась не менее чем в $1 - $1,5. Нетрудно подсчитать, что каждый претендент на пост президента отдал за "росчерки пера" как минимум $2 миллиона. Однако Михаил Касьянов, к примеру, уверяет, что на сбор подписей он потратил всего 1 млн 753 тыс. руб., а Андрей Богданов, которого ЦИК должен зарегистрировать сегодня, и того меньше - 811 тыс. рублей.

"Власти прекрасно знают, что технически собрать 2 млн подписей за месяц просто невозможно, и активно используют этот механизм как элемент политического давления, - отмечает Орешкин в интервью "НИ". - Они применяют закон о выборах избирательно. Например, команду Михаила Касьянова запугивают уголовными делами, а Андрей Богданов с 3% брака замечательно себя чувствует".

И действительно, не совсем понятно, где именно лидер Демократической партии успел за два месяца найти больше двух миллионов сторонников. Ведь еще на декабрьских парламентских выборах его партию поддержали в 20 (!) раз меньше людей - всего 89 тыс. человек (0,13%). И это при том, что в итоговое число, судя по всему, вошли 50 тыс. положенных по закону членов партии, а также их родственники. К тому же в декабре людей не надо было разыскивать по квартирам - они сами приходили на участки. Однако у Орешкина на это свое объяснение: браковать подписи Богданова, какими бы они ни были, попросту нельзя. "Этот кандидат нужен власти и должен остаться для обеспечения легитимности выборов, если вдруг Жириновский, Зюганов и Касьянов откажутся баллотироваться в президенты", - заключил политолог.

Выбор читателей