|
В небольшом зале на 1-й Тверской Ямской, 20 можно будет подробно рассмотреть живописные полотна легендарной художницы Натты Конышевой. Она занимает особое место в культурном ландшафте 1960-х, но и поныне вызывает живой интерес искусствоведов. Свою дипломную работу она защитила в 1959 г., а в Союз художников была принята лишь много лет спустя - в 1973-м. Выставлялась в основном в компании неофициальных художников. Квартирники, редкие полуразрешенные показы на больших площадках, - Конышева влилась в ряды советского послевоенного андеграунда. В итоге она попала в списки "другого" искусства. Количество работ, написанных ею, подсчитать невозможно, но ходят легенды о тридцати тысячах холстов. Это невероятное число похоже на правду: работает она невероятно быстро, и каждый раз ее выставка - это плотная развеска холст к холсту, от пола почти до потолка.
Этот раз - не исключение. Разглядывать персонажей Конышевой можно до бесконечности: каждое произведение густо заселено удивительными героями, причудливо разодетыми и расположенными в невероятных интерьерах. Ей удается гармонизировать несочетаемые элементы, воспеть китч, не впадая в китчевую эстетику. У нее, кажется, действительно неиссякаемая энергия: она и поныне активно работает. Ее живые, абсурдистские полотна оттеняет несвоевременно академичная и суховатая живопись Олега Сергеева. Странноватое соседство привносит в выставочный зал некоторую театральность и домашность былых времен.
В Галерее "Ковчег" на Тимирязевской будут представлены работы Меера Аксельрода. Этот художник-график (1902 - 1970) получил образование во ВХУТЕМАСе, у тех мастеров, которые позже создали преподавательский костяк художественного факультета в Полиграфическом Институте (его закончила и Натта Конышева). Позже он преподавал там же. Аксельрода и Конышеву связывает не только схожее образование, но и удивительная плодотворность. Аксельрод занимался сценографией, оформлял книги, писал пейзажи... Выставка в "Ковчеге" представляет все этапы станкового творчества художника. Для нынешнего показа отобрано около сотни графических листов 1920 - 1960-х гг. из собрания семьи художника. Дочь Аксельрода Елена - успешный израильский писатель, на выставке она презентует свою книгу.
А в залах Российской академии художеств, на Пречистенке, - Илларион Голицын (1928 - 2007), еще одно громкое имя, связанное со ВХУТЕМАСом. В 1957 г., в начале хрущевской оттепели, он начал свой творческий путь с благословения Фаворского и Корина. За серию линогравюр молодой художник был принят в Союз художников. Более полувека он трудился на аскетичной ниве графического искусства (в прошлом году он трагически погиб). Графика Голицына - простая, строгая, четко выверенная. В ней нет излишней экспрессии, гротеска. Он благородно-сдержан, будто дворянские гены дают о себе знать. Его стиль, отчасти напоминающий гравюры Фаворского, породил множество последователей в 1960-е и 1970-е годы. Сейчас его графические листы приобрели музейный лоск, который время неизбежно накладывает на работы мастера подобного ранга. Но в них все равно чувствуется прозрачный весенний воздух и ощутимый запах оттепели.