Два мира и одна квартира

В Москве в эти дни открываются три выставки. Увы, ни одна из них не будет отмечена фанфарами средств массовой информации. Авангард былых времен постепенно превращается в аръергард, и это вполне закономерно




В эти пасмурные майские дни в столице открываются три выставки, которые необходимо посетить всякому, кто интересуется историей российского изобразительного искусства. Увы, ни одна из этих экспозиций не будет отмечена фанфарами средств массовой информации. Авангард былых времен постепенно превращается в аръергард, и это вполне закономерно. Словно тщательно спрятанные сокровища, эти экспозиции притаятся, и будут ждать своего благодарного и внимательного зрителя.

В небольшом зале на 1-й Тверской Ямской, 20 можно будет подробно рассмотреть живописные полотна легендарной художницы Натты Конышевой. Она занимает особое место в культурном ландшафте 1960-х, но и поныне вызывает живой интерес искусствоведов. Свою дипломную работу она защитила в 1959 г., а в Союз художников была принята лишь много лет спустя - в 1973-м. Выставлялась в основном в компании неофициальных художников. Квартирники, редкие полуразрешенные показы на больших площадках, - Конышева влилась в ряды советского послевоенного андеграунда. В итоге она попала в списки "другого" искусства. Количество работ, написанных ею, подсчитать невозможно, но ходят легенды о тридцати тысячах холстов. Это невероятное число похоже на правду: работает она невероятно быстро, и каждый раз ее выставка - это плотная развеска холст к холсту, от пола почти до потолка.

Этот раз - не исключение. Разглядывать персонажей Конышевой можно до бесконечности: каждое произведение густо заселено удивительными героями, причудливо разодетыми и расположенными в невероятных интерьерах. Ей удается гармонизировать несочетаемые элементы, воспеть китч, не впадая в китчевую эстетику. У нее, кажется, действительно неиссякаемая энергия: она и поныне активно работает. Ее живые, абсурдистские полотна оттеняет несвоевременно академичная и суховатая живопись Олега Сергеева. Странноватое соседство привносит в выставочный зал некоторую театральность и домашность былых времен.

В Галерее "Ковчег" на Тимирязевской будут представлены работы Меера Аксельрода. Этот художник-график (1902 - 1970) получил образование во ВХУТЕМАСе, у тех мастеров, которые позже создали преподавательский костяк художественного факультета в Полиграфическом Институте (его закончила и Натта Конышева). Позже он преподавал там же. Аксельрода и Конышеву связывает не только схожее образование, но и удивительная плодотворность. Аксельрод занимался сценографией, оформлял книги, писал пейзажи... Выставка в "Ковчеге" представляет все этапы станкового творчества художника. Для нынешнего показа отобрано около сотни графических листов 1920 - 1960-х гг. из собрания семьи художника. Дочь Аксельрода Елена - успешный израильский писатель, на выставке она презентует свою книгу.

А в залах Российской академии художеств, на Пречистенке, - Илларион Голицын (1928 - 2007), еще одно громкое имя, связанное со ВХУТЕМАСом. В 1957 г., в начале хрущевской оттепели, он начал свой творческий путь с благословения Фаворского и Корина. За серию линогравюр молодой художник был принят в Союз художников. Более полувека он трудился на аскетичной ниве графического искусства (в прошлом году он трагически погиб). Графика Голицына - простая, строгая, четко выверенная. В ней нет излишней экспрессии, гротеска. Он благородно-сдержан, будто дворянские гены дают о себе знать. Его стиль, отчасти напоминающий гравюры Фаворского, породил множество последователей в 1960-е и 1970-е годы. Сейчас его графические листы приобрели музейный лоск, который время неизбежно накладывает на работы мастера подобного ранга. Но в них все равно чувствуется прозрачный весенний воздух и ощутимый запах оттепели.

Выбор читателей