|
Когда впервые стало известно об исчезновении документов, сотрудники Института национальной памяти их фактически и не искали, поскольку решили, что бумаги были отправлены в канцелярию президента страны. Однако впоследствии выяснилось, что туда ничего не поступало.
Между тем речь идет о документах, важность которых трудно переоценить. Это официально заверенные российской стороной ксерокопии рассекреченных документов ЦК ВКП(б) и НКВД - КГБ СССР, касающихся расстрела более 20 тысяч польских солдат и офицеров в Катынском лесу под Смоленском.
Они были переданы Польше по инициативе первого президента России, который предложил Конституционному суду приобщить их в качестве материалов к "делу КПСС". Бумаги принял из рук главного государственного архивиста РФ Рудольфа Пихоя лично президент Польши Лех Валенса.
В своей оценке катынских событий польские историки и политики категорически не согласны с российской стороной и пытаются перевести это дело под юрисдикцию международного права, расценив его как геноцид, что чревато для России непредвиденными сложностями.
Дело, возбужденное на основе иска 70 родственников погибших в Катыни польских офицеров в 2006 г., рассматривается в Европейском суде по факту ненадлежащего расследования Россией обстоятельств этого преступления. Предполагается, что материальные претензии в данном случае могут составить порядка $4 миллиардов.