|
План установления мира в регионе, подписанный Саакашвили, состоит из шести позиций. Условия перемирия таковы: отказ от использования силы, окончательное прекращение всех военных действий, обеспечение свободного доступа к гуманитарной помощи, возвращение грузинских Вооруженных сил на места их постоянной дислокации, вывод российских Вооруженных сил на позиции, занимаемые до начала конфликта, начало международного обсуждения путей обеспечения безопасности в Абхазии и Южной Осетии. Изначально последний пункт включал в себя обсуждение статуса двух регионов, однако после консультаций с Саакашвили он был изменен.
Все положения плана уже согласованы с Дмитрием Медведевым во время вчерашнего визита Саркози в Москву. На последовавшей за переговорами пресс-конференции Саркози ушел от ответа на вопрос, почему среди принципов мирного урегулирования отсутствует принцип территориальной целостности Грузии. "Мы находимся в экстремальной ситуации. Нужно выйти из кризиса в регионе. Для этого необходимо, прежде всего, прекратить боевые действия", - сказал французский президент. По словам Саркози, "если вы хотите быть посредником, необходимо сблизить конфликтующие стороны" и только потом пытаться найти решение на длительную перспективу.
По словам Медведева, территориальная целостность - это "желание людей жить вместе". Этот вопрос должен решаться не на митингах и парламентских диспутах, а на основе международного права. Осетины и абхазы должны сами ответить, хотят ли они жить в составе Грузии или потребовать самоопределения вплоть до отделения. Что касается грузинского суверенитета, над которым так дрожит Саакашвили, Россия, разумеется, его признает, однако даже суверенное государство не может творить все, что ему заблагорассудится, и должно отвечать за свои действия, заключил российский президент.
Высокую оценку французской мирной инициативе дал глава МИД РФ Сергей Лавров: "Мы очень ценим небезразличную позицию Франции, мы ценим искреннюю позицию президента Николя Саркози, которую он привез в Москву, стремясь оказать максимальное содействие в восстановлении международного права в урегулировании ситуации в Южной Осетии". По словам министра, все шесть принципов "либо отражают требования, которые мы выдвигали к грузинскому руководству, либо фиксируют намерения, которые российская сторона имела по продолжительности и формату миротворческой операции".
Челночная дипломатия Саркози как посредника от ЕС действительно имеет большую важность для восстановления мира. В первую очередь потому, что война в Южной Осетии уничтожила любую возможность прямого диалога между Москвой и Тбилиси на высшем уровне. Как заявил вчера Лавров, Москва теперь вряд ли будет вести какие-либо переговоры с грузинским лидером. "Отдавая приказы о том, чтобы давить танками и сжигать заживо мирных граждан, Саакашвили оправдывал это тем, что защищает американские ценности, - сказал глава российского МИД. - В связи с этим Саакашвили больше не может являться нашим партнером".