ФОТО: Вести.ru |
Как рассказали газете в Российском союзе туроператоров (РСТ), в него уже обратились руководители нескольких фирм, чей бизнес в сложившейся ситуации оказался под угрозой. В частности, компаниям стало труднее получать кредиты - банки либо повысили процент, либо начали требовать более солидного обеспечения, которое есть не у всякого оператора.
"История с "Капитал Туром" нанесла жуткий удар по репутации всего российского туристического бизнеса. Уже очевидно, что вся эта ситуация сильно усложнит компаниям получение кредитов, скидок и взаимодействие с принимающими сторонами", - заявил "РБК daily" руководитель правовой комиссии РСТ Георгий Мохов.
"Банки всегда неохотно кредитовали туристические компании. Прежде всего, у большинства компаний нет ликвидных залогов, поэтому они кредитовались под оборот. А обороты в нашем бизнесе не стабильны из-за сезонности, что тоже не нравится банкам", - полагает гендиректор туристической компании "Дельфин" Сергей Ромашкин.
Проблемы у туроператоров возникли не только с банками, но и с зарубежными партнерами. Владельцы гостиниц начали требовать полностью оплачивать забронированные номера. Особенно сильно ситуация ужесточилась в Индии, Чехии и Египте, где "Капитал Тур" не расплатился за 2008 - 2009 годы. "Владельцы отелей теперь не верят всем российским компаниям, наша репутация оказалась безнадежно испорчена. Наш бизнес всегда был во многом завязан на личных связях с партнерами, и если раньше можно было перечислить им деньги несколько позже, то теперь договориться об этом значительно сложнее", - пояснил Ромашкин.
Как отмечают эксперты, сложнее всего в изменившейся ситуации придется мелким и средним туроператорам, которые не имеют активов для обеспечения необходимых для работы кредитов и живут на оборотные средства.
Напомним, что в средине ноября "Капитал Тур" был вынужден на некоторое время прекратить деятельность из-за того, что его кредиторы отказались пролонгировать его кредиты, общий размер которых достиг $45 миллионов. В результате клиентов туроператора начали выселять из отелей по всему миру.
Это затронуло почти две с половиной тысячи человек. У других туристов сорвались запланированные поездки, поскольку с 17 ноября "Капитал Тур" перестал отправлять отдыхающих за рубеж (всего путевки компании приобрели более восьми тысяч россиян). Сейчас большая часть клиентов компании уже вернулись в Россию, при этом им пришлось снова заплатить за проживание в отелях. Правда, российские авиакомпании предоставили им бесплатные обратные билеты.