ФОТО: AP |
Как было установлено специалистами, на разгоне пилот непроизвольно притормозил самолет, поставив ноги на педали, а когда стал тянуть на себя штурвал, пытаясь оторвать груженую машину от земли, то и вовсе уперся в них изо всех сил.
При этом, как отмечает издание, такую ошибку довольно часто допускают летчики Як-42, переучившиеся на новый тип с Як-40. У обоих самолетов существуют парные педали двойного назначения: чтобы подкорректировать направление разгоняющейся для взлета машины, пилот нажимает нижнюю часть педалей, отклоняя так называемый руль направления в хвосте, а чтобы затормозить, давит ногой на верхнюю часть по аналогии с автомобилем. Однако педали Як-40 имеют снизу специальные выемки под каблук, чтобы пилот мог положить в них ноги и держать их там постоянно, а на Як-42 их нет. При конструировании новой машины инженеры подразумевали, что при разгоне пилоты будут держать каблуки не на педалях, а на полу, подправляя руль легкими нажатиями носков. Пилоты же предпочли сохранить привычную позу, корректируя направление пятками.
Ранее, пишет газета, эта привычка сходила летчикам с рук, поскольку возникающее замедление компенсировалось работой двигателей и более энергичным "подрывом" передней стойки шасси. Но в этот раз трагедии способствовала еще целая серия роковых ошибок экипажа.
Лайнер вылетал из Ярославля, будучи загруженным почти под завязку: 54 т при предельно допустимых 56 тоннах. Если бы пилоты рассчитали скорость отрыва передней стойки Як-42 при такой массе, они получили бы значение 210 км/ч, однако командир назвал неизвестно откуда взявшуюся цифру 190 км/час.
Уже начав разбег, один из пилотов, как установили эксперты, чуть отклонил штурвал от себя вместо того, чтобы держать его в нейтральном положении.
Также сыграли свою роль мелкие неровности бетонки и подразбитые амортизационные стойки переднего шасси, вызвавшие сильную вибрацию. Тряска спровоцировала летчиков начать подрыв еще раньше, на скорости 185 км/час. В результате колеса не оторвались от земли в нужный момент.
У экипажа оставался один выход - начать экстренное торможение и прекратить взлет. Однако, как полагают эксперты, летчики понимали, что это приведет к срыву первого матча на первенство КХЛ, на который летел ярославский "Локомотив" в Минск, а это, соответственно, подразумевало штрафные санкции к "Як Сервису" со стороны руководства команды, а вслед за этим неминуемый "разбор полетов" внутри компании. В итоге Соломенцев принял решение продолжить взлет.
Однако с ростом скорости увеличилось давление встречного потока на отклоненный командиром руль высоты. Второй пилот Игорь Жевелов смог оторвать машину от земли, потянув за штурвал с усилием 64 кг и отклонив при этом руль высоты на 13 градусов. Чтобы удержать руль в таком положении, командиру пришлось изо всех сил давить ногами на тормозные педали.
Ранее о том, что катастрофа произошла из-за конструктивных недостатков кабины говорил заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов. Он отметил, что если подтвердится версия о том, что один из пилотов жал на педаль тормоза, а второй вытягивал на себя штурвал для подъема самолета, то можно будет говорить "об очевидном конструктивном недостатке, связанном с эргономикой кабины".
Однако позже МАК опроверг данное предположение, заявив, что за период эксплуатации самолетов данного типа ни одного авиационного происшествия, в том числе катастрофы, по причинам, связанным с эргономикой кабины не было.
Напомним, Як-42, на котором летел в Минск на хоккейный матч ярославский клуб "Локомотив", разбился 7 сентября. Из находившихся на борту 37 пассажиров и восьми членов экипажа выжили только двое - бортинженер Александр Сизов и хоккеист Александр Галимов. Последний через несколько дней после крушения умер в больнице.