Вину за гибель Як-42 возложили на командира экипажа

Расследование катастрофы, в результате которой погибла хоккейная команда "Локомотив", завершено. Вероятно, причиной крушения будут названы ошибочные действия командира. Пилот, привыкший летать на Як-40, непроизвольно тормозил машину на взлете


ФОТО: AP



Комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) завершила расследование катастрофы Як-42, в результате которой погибла хоккейная команда "Локомотив". Выводы будут обнародованы на этой неделе. По всей видимости, причиной крушения назовут ошибочные действия при взлете командира экипажа Андрея Соломенцева, пишет "КоммерсантЪ".

Как было установлено специалистами, на разгоне пилот непроизвольно притормозил самолет, поставив ноги на педали, а когда стал тянуть на себя штурвал, пытаясь оторвать груженую машину от земли, то и вовсе уперся в них изо всех сил.

При этом, как отмечает издание, такую ошибку довольно часто допускают летчики Як-42, переучившиеся на новый тип с Як-40. У обоих самолетов существуют парные педали двойного назначения: чтобы подкорректировать направление разгоняющейся для взлета машины, пилот нажимает нижнюю часть педалей, отклоняя так называемый руль направления в хвосте, а чтобы затормозить, давит ногой на верхнюю часть по аналогии с автомобилем. Однако педали Як-40 имеют снизу специальные выемки под каблук, чтобы пилот мог положить в них ноги и держать их там постоянно, а на Як-42 их нет. При конструировании новой машины инженеры подразумевали, что при разгоне пилоты будут держать каблуки не на педалях, а на полу, подправляя руль легкими нажатиями носков. Пилоты же предпочли сохранить привычную позу, корректируя направление пятками.

Ранее, пишет газета, эта привычка сходила летчикам с рук, поскольку возникающее замедление компенсировалось работой двигателей и более энергичным "подрывом" передней стойки шасси. Но в этот раз трагедии способствовала еще целая серия роковых ошибок экипажа.

Лайнер вылетал из Ярославля, будучи загруженным почти под завязку: 54 т при предельно допустимых 56 тоннах. Если бы пилоты рассчитали скорость отрыва передней стойки Як-42 при такой массе, они получили бы значение 210 км/ч, однако командир назвал неизвестно откуда взявшуюся цифру 190 км/час.

Уже начав разбег, один из пилотов, как установили эксперты, чуть отклонил штурвал от себя вместо того, чтобы держать его в нейтральном положении.

Также сыграли свою роль мелкие неровности бетонки и подразбитые амортизационные стойки переднего шасси, вызвавшие сильную вибрацию. Тряска спровоцировала летчиков начать подрыв еще раньше, на скорости 185 км/час. В результате колеса не оторвались от земли в нужный момент.

У экипажа оставался один выход - начать экстренное торможение и прекратить взлет. Однако, как полагают эксперты, летчики понимали, что это приведет к срыву первого матча на первенство КХЛ, на который летел ярославский "Локомотив" в Минск, а это, соответственно, подразумевало штрафные санкции к "Як Сервису" со стороны руководства команды, а вслед за этим неминуемый "разбор полетов" внутри компании. В итоге Соломенцев принял решение продолжить взлет.

Однако с ростом скорости увеличилось давление встречного потока на отклоненный командиром руль высоты. Второй пилот Игорь Жевелов смог оторвать машину от земли, потянув за штурвал с усилием 64 кг и отклонив при этом руль высоты на 13 градусов. Чтобы удержать руль в таком положении, командиру пришлось изо всех сил давить ногами на тормозные педали.

Ранее о том, что катастрофа произошла из-за конструктивных недостатков кабины говорил заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов. Он отметил, что если подтвердится версия о том, что один из пилотов жал на педаль тормоза, а второй вытягивал на себя штурвал для подъема самолета, то можно будет говорить "об очевидном конструктивном недостатке, связанном с эргономикой кабины".

Однако позже МАК опроверг данное предположение, заявив, что за период эксплуатации самолетов данного типа ни одного авиационного происшествия, в том числе катастрофы, по причинам, связанным с эргономикой кабины не было.

Напомним, Як-42, на котором летел в Минск на хоккейный матч ярославский клуб "Локомотив", разбился 7 сентября. Из находившихся на борту 37 пассажиров и восьми членов экипажа выжили только двое - бортинженер Александр Сизов и хоккеист Александр Галимов. Последний через несколько дней после крушения умер в больнице.

Выбор читателей