Доброе слово приятно новичку

Читать в полной версии →
Положительные отзывы больше мотивируют новичков, а вот опытных людей чаще заставляет развиваться как раз резкая критика, обнаружили ученые




Считается, что большинство людей любят, когда их хвалят и всячески поощряют. Однако есть среди нас и любители критики, заявили американские психологи. Согласно проведенным исследованиям установлено, что опытные специалисты или считающие себя таковыми порадуются как раз отрицательным отзывам, а двигаться дальше и развиваться их заставляет именно жесткий разбор полетов. В отличие от новичков, которые в каком-то деле, наоборот, ждут поддержки, поэтому добиваются прогресса, когда слышат положительные отзывы о своих делах.

Психологи Стейси Финкльштейн и Айелет Фишбах из Чикагского университета решили узнать, что подстегивает людей выполнять поставленные задачи, не останавливаясь перед трудностями. У них была гипотеза, что если не высказывать критику и постоянно поощрять работников, то качество результатов их деятельности значительно повысится. Поскольку отрицательные отзывы снижают самооценку и вызывают у них чувство неуверенности, из-за чего продуктивность падает.

Для проведения более подробного исследования ученые отправились на языковые курсы. Выбор пал именно на эту область деятельности, потому что как раз при изучении иностранного языка особенно видно, добивается ученик прогресса или у него появляется желание бросить все в зависимости от оценки, которую получает.

Оказалось, что гипотеза Финкльштейн и Фишбах не совсем верна. Безусловно, положительные отзывы увеличивали продуктивность, слушатели курсов начинали больше стараться, если их хвалили. Однако такой эффект наблюдался только в начальных группах. В продвинутых все обстояло наоборот: достигать успехов помогала как раз жесткая критика. После разбора полетов, узнав о своих ошибках, слушатели начинали работать над ними. А излишние комплименты приводили к лени.

"Опытные ученики уже достигли достаточно высокого уровня, поэтому, чтобы развиваться дальше, им нужно его отшлифовать. Любые критические отзывы они воспринимают, как возможность узнать свои ошибки. Тогда появляется желание работать над собой и доводить свое владение языком до совершенства", - объяснила Финкльштейн.

"Иначе происходит у новичков. Они пока еще находятся в самом начале пути и поэтому и так не уверены в себе. Если на них обрушить шквал замечаний, это может их совсем отпугнуть. Аккуратное указание на ошибки приветствуется, но работу их надо характеризовать в целом позитивно. Тогда они перестают бояться сделать что-то не то и раскрывают потенциал", - добавила она.

Эти выводы, по словам исследовательницы, применимы в любых сферах жизни. Их может взять себе на заметку работодатель при общении с сотрудниками.

Виталий НИКОНОРОВ |
Выбор читателей