|
Такая спецслужба, как пояснил Бастрыкин, в отличие от налоговой полиции, которая существовала в России в 1992 - 2003 гг., будет не только выявлять преступления в сфере формирования доходной части бюджетов, но и следить за расходованием государственных средств.
"Ведомству могла бы быть передана функция по противодействию преступлениям, посягающим на финансовую систему государства в целом. В частности, к предмету ведения этого государственного органа можно было бы отнести помимо задач, связанных с противодействием преступлениям в фискальной сфере, также выявление, пресечение и раскрытие преступных деяний в области расходования средств государственных бюджетов и государственных внебюджетных фондов", - сказал он в интервью "Российской газете".
В настоящий момент законопроект находится на стадии общественного обсуждения. В СКР надеются, что новый орган будет подчиняться непосредственно президенту, то есть будет самостоятельным.
Рассуждая о необходимости финансовой полиции, Бастрыкин отметил, что особо остро проблема встала после принятия в прошлом году закона "О внесении изменений в первую часть Налогового кодекса". Он внес некоторые неясности в законодательство, регламентирующее процесс выявления и раскрытия налоговых преступлений, а также возбуждение уголовных дел (подследственность по которым с прошлого года была передана от полиции Следственному комитету). Результатом стало значительное сокращение статистических показателей борьбы с налоговой преступностью.
На сегодняшний день, по словам Бастрыкина, невыявленными остаются около 60% преступлений, так как по закону единственным поводом для возбуждения уголовных дел о преступлениях в сфере налогообложения являются материалы проверки налоговых органов. Однако таковых, как показывала практика прошлых лет, не более 8% уголовных дел. Ранее же подавляющее же большинство преступлений выявлялось органами внутренних дел.
"Функция противодействия налоговой преступности для налоговиков является сопутствующей. Основная же их задача состоит в проверке правильности исчисления налогоплательщиками сумм налогов, доначисление выявленных недоимок по ним и обращение взыскания на денежные средства и имущество недобросовестных налогоплательщиков. При этом налоговики не вправе вести оперативно-розыскную деятельность, средствами которой, в основном, и выявляются сложные преступные схемы уклонения от налогов", - пояснил глава СК.
Передача функции выявления налоговых преступлений налоговым органам без принятия дополнительных мер может привести к снижению количества уголовных дел еще примерно на 90%, считает Бастрыкин.
Между тем, как отметил глава СК, есть в сфере борьбы с экономическими преступлениями и позитивные сдвиги. За последние месяцы его сотрудники привлекли к уголовной ответственности сотни руководителей разного ранга из числа "неприкасаемых". Он сообщил, что в производстве у следователей его ведомства находятся более 130 уголовных дел, возбужденных в связи с нарушениями при закупке медицинского оборудования для государственных и муниципальных нужд.
"По ним в качестве обвиняемых привлечены 96 человек. И все руководители. Среди них только бывших и действующих министров здравоохранения 32 человека", - уточнил глава СК.
Всего же за минувший 2011 г. следователи возбудили уголовные дела в отношении 734 человек, обладающих особым правовым статусом, отметил Бастрыкин. В их числе 11 руководителей различных структурных подразделений МВД, один руководитель органов наркоконтроля, 235 депутатов органов местного самоуправления, 255 выборных глав муниципальных образований, пять судей, 14 членов избиркомов, 10 прокуроров.