ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Митинг 4 февраля может стать последней из череды массовых акций "За честные выборы" перед днем голосования 4 марта. Чем дальше отодвигаются парламентские выборы, тем больше становятся разрывы между митингами. Первые акции против фальсификаций на выборах прошли 5 и 6 декабря, затем 10 декабря, затем – уже с двухнедельным промежутком, 24-го. Наконец, череда новогодних праздников увеличила этот разрыв до месяца с лишним. Если назначенное на 4 февраля шествие не соберет уже привычных десятков тысяч (число участников предыдущих акций, по разным оценкам, колебалось от 27 до 100 тысяч человек), появятся основания говорить о том, что волна гражданского протеста идет на убыль. В такой ситуации организаторы акций – если продолжат инициировать их с известной периодичностью – столкнутся с риском дискредитации движения. Митинги "За честные выборы" могут превратиться в рутинные мероприятия, подобно "междусобойчикам" несистемной оппозиции на Триумфальной площади.
Идея разогреть публику перед решающим матчем, ударив автопробегом по Садовому кольцу, выглядит вполне логичной: даже в стабильные нулевые автомобилисты были наиболее активной частью гражданского общества и демонстрировали незаурядную способность объединяться. В 2006 г. участникам всероссийских акций протеста удалось добиться пересмотра несправедливому приговору Олегу Шербинскому – водителю "Тойоты", в которую врезался автомобиль губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова. В 2009 г. по стране прокатились акции протеста против вступления в силу нового техрегламента, ограничивающего ввоз машин из Японии, – в итоге его так и не стали вводить.
Состав участников воскресного автопробега оказался достаточно пестрым, местами прямо-таки гламурным: среди помеченных белым машин были и антикварные модели, и новые дорогие авто. "Чувак едет на "Ауди А7" с белой лентой, вот уж кто действительно недоволен", - комментирует интернет-пользователь @booshma в Twitter. Бурное обсуждение в Facebook вызвал красный "Бентли" с белой символикой. Суть полемики, в основном, сводилась к вопросу, а имеют ли моральное право на протест граждане, которым власть позволила заработать на "Бентли"?
Вопрос выходит за рамки банального флуда: присутствие на Садовом кольце "побелевших" иномарок премиум-класса подтверждает, что нынешние митинги протеста – явление нового социального порядка. Что перемен требуют не голодные массы, которые на улицу выгнала тяжелая экономическая ситуация, а люди, осознавшие свои гражданские права. В России последние уличные акции такого масштаба наблюдались в голодные 90-е, на фоне резкого снижения уровня жизни. Не случайно организаторы мероприятия 4 февраля намерены повторить маршрут февральского шествия 1990 г., в результате которого была отменена статья Конституции о руководящей роли КПСС. И на этот раз людей на улицы ведет не голод, а понимание того, что в условиях кризиса неэффективная система управления не сможет адекватно реагировать на возникающие вызовы.
Поэтому постепенное затухание первой волны протеста, даже если оно будет происходить, не должно вводить в заблуждение: протестные настроения среднего класса никуда не делись и в любой момент могут усилиться.
## AP ©