ФОТО: ИТАР-ТАСС |
О том, что российским школьникам необходимы новые учебники, "на конкретных примерах показывающие, что судьба России создавалась единением разных народов, традиций и культур" и без двойных толкований конкретных исторических событий, Владимир Путин впервые заявил на заседании Совета по межнациональным отношениям в конце января. С идеей о единой концепции преподавания истории он выступил и на заседании Общероссийского народного фронта.
Не все эксперты согласны с главой государства по этому вопросу. Так, ректор Международного центра истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий НИУ ВШЭ Олег Будницкий считает, что в изложении исторических событий должна быть вариативность. "Понятно, что в этих учебниках по истории должна быть научность, четкие нравственные ориентиры, там не должно быть фантазий или исторических анекдотов. Но, конечно, вариативность должна быть. Объясняется это, прежде всего, тем, что сама история неоднозначна", - сказал он РИА "Новости".
Выразили обеспокоенность планами президента и в Комитете гражданских инициатив Алексея Кудрина. "Очевидно, что такая задача в принципе неисполнима, если оставаться на позициях современной исторической науки, в соответствии с которыми никакой "исторический факт" не существует и не может быть осмыслен изолированно от различных, подчас противоречивых оценок хода событий современниками и потомками", - говорится в заявлении организации.
Директор Историко-архивного института Александр Безбородов уверен, что создание единой концепции учебника истории для школьников - здравая идея. "Очень много расхождений и разных оценок касается Второй мировой войны: Сталинградская битва, Курская битва, Московская битва, вступление СССР во Вторую мировую войну, ее окончание... Тут не должно быть интерпретаций - есть факты, которые школьники должны запомнить, особенно если они касаются отечественной истории и связаны с таким понятием, как патриотизм", - считает он.