ФОТО: depositphotos.com |
По его словам, поправки в закон введут и новые обязательства для операторов мобильной связи: они должны будут ограничить пропуск на свою сеть трафика, содержащего рассылку. Необходимость такого ограничения Гаттаров объяснил тем, что сейчас операторы не имеют никаких правовых оснований заблокировать SMS-рассылки. "По данным опроса международной антивирусной компании ESET, от мобильного спама страдают 76% российских пользователей", - подчеркнул он.
Гаттаров также отметил, что ни в российском, ни в зарубежном законодательстве проблема SMS-спама однозначно не решается, и принятые поправки могут стать первым подобным законодательным актом.
Сейчас бороться с SMS-рассылками, которые не только раздражают пользователей назойливостью, но и вредят мобильным устройствам, операторы пытаются самостоятельно, впрочем, не всегда удачно. К примеру, несколько дней назад абоненты "МегаФона" перестали получать сообщения от банков, поскольку оператор, ссылаясь на борьбу со спамом, заблокировал сообщения с коротких номеров: сотрудники компании подсчитали, что ее абоненты каждый месяц получают по 2 млрд сообщений со спамом. У клиентов такое нововведение вызвало недовольство: посредством SMS банки оповещают о проведенных операциях и состоянии счетов. Спустя некоторое время рассылка была возобновлена.
Ранее Госдума уже предлагала упорядочить систему борьбы со спамом, создав особый список, в который абоненты, не желающие получать рассылки, смогут внести свой номер. Спамера, нарушившего покой владельца номера из списка, предложили штрафовать на сумму до 500 тыс. рублей.
"Если на номер, внесенный в базу, придет рекламное SMS, это будет однозначным правонарушением. Контролирующим органам легко будет привлечь к ответственности спамеров по статье 14.3 КоАП РФ", - пояснил инициативу член комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Илья Костунов. Соответствующие поправки предлагалось внести в тот же закон "О связи" в сентябре этого года, однако пока нововведение не одобрено.
После принятия поправок, предложенных СФ, создавшая их комиссия планирует бороться и с рассылками по электронной почте. И если законопроект, защищающий от SMS-спама, российские законодатели вынуждены были разрабатывать самостоятельно, то в вопросе интернет-спама они могут поучиться у своих зарубежных коллег. Гаттаров привел в пример страны Евросоюза, где использование адресов электронной почты в маркетинговых целях запрещено законом, а абонент будет получать любые рекламные сообщения только в том случае, если дал на это согласие, и всегда сможет отказаться от рассылки.