Никас Сафронов: "Хочу открыть свой ресторан"

Читать в полной версии →
Известный художник рассказал корреспонденту "Yтра" о том, как поддерживает себя в тонусе, какую кухню предпочитает, о любимых местах и об участии в художественной жизни Москвы




Известный художник, разносторонний человек и увлекательный собеседник рассказал корреспонденту "Yтра" о том, как поддерживает себя в тонусе, какую кухню предпочитает, о любимых местах и об участии в художественной жизни Москвы.

О тонусе

Я много работаю, и это лучший способ оставаться в тонусе. Работаю в мастерской каждый день, в основном – по ночам. А еще стараюсь как можно меньше хандрить. Давно убедился, что позитивное отношение к жизни способно творить настоящие чудеса. Я только что вернулся из Армавира, где проводил несколько мастер-классов для больных детей. Когда видишь их глаза, видишь, как они живут, понимаешь, что у тебя вообще нет никаких проблем.

Разумеется, не пренебрегаю и другими вещами, более или менее регулярно занимаюсь спортом, хожу в фитнес-клубы, плаваю. Делаю это там, где оказываюсь в конкретный момент времени. Из любимых мест в Москве – Hard Candy, принадлежащий Мадонне, а также Dr.Looder и "Золотая миля".

О еде

Я люблю русскую кухню, но также украинскую, узбекскую, итальянскую, вообще любую традиционную национальную кухню. А к экспериментам и творческому насилию над ней отношусь осторожно. Молекулярная кухня вообще не для меня. В сущности, больше всего на свете я люблю грубую деревенскую пищу. У меня отличный повар, работает со мной много лет, знает мои вкусы, привычки. Он традиционалист в хорошем смысле слова. Готовит фантастические котлеты, борщ, оладьи, вареники с картошкой, кашу. Это моя еда.

О ресторанах

За ресторанной жизнью Москвы специально не слежу. В ресторанах бываю регулярно, но, в основном, меня приглашают друзья, так что чаще всего это не мой выбор. В Москве сегодня четыре с половиной тысячи ресторанов, освоить даже малую часть из них – задача непосильная, думаю, не только для меня, но и для любого нормального человека.

Мне совершенно безразлично, насколько популярно то или иное место. Смысл имеют совершенно другие вещи. В свое время на картине "Боярыня Морозова" Суриков, чтобы нарисовать снег, использовал несколько сотен оттенков белого цвета. Зачем? Потому что в любом деле важны детали. Мне важно, чтобы в ресторане было уютно и удобно, чтобы была парковка у входа, чтобы не хамил гардеробщик, чтобы официант был ненавязчив и расторопен, чтобы внутри была хорошая атмосфера, звучала приятная музыка, на столах свечи стояли и т.д. Ну, и еда, конечно. Все-таки нет смысла ходить в ресторан, даже самый раскрученный, если там плохо кормят.

Хочу открыть свой ресторан. Все в процессе. В Турции, в Алании, уже очень скоро появится кафе "Никас Сафронов". Кухня будет, в основном, турецкая, но с некоторыми интернациональными элементами. В меню обязательно будут блюда, которые мне самому нравятся – например, тот же узбекский плов, борщ и котлеты. Людям за границей иногда хочется покушать своего, родного. По себе знаю. Я даже русских авангардистов предпочитаю смотреть не в Москве, а в Лондоне или Париже.

О любимых местах

Спальня. И мастерская. В спальне я отдыхаю и полностью расслабляюсь, потому что принадлежу только себе. В мастерской я работаю, концентрируюсь, отключаюсь от внешнего мира.

Москва, где я живу и занимаюсь творчеством. Лондон, где я могу пообщаться с сыном. Ульяновск, где отец живет.

О художественной жизни Москвы

Я в ней участвую, причем довольно активно. У меня постоянно проходят выставки, презентации и мастер-классы. Кроме того, я время от времени что-то делаю в кино и театре. Недавно в Театре Луны у Сергея Проханова вышел спектакль "Дали и испанская королева из Казани" с моими декорациями и костюмами.

Но за артистической жизнью столицы специально не слежу. Разумеется, бываю на выставках и вернисажах, вижу хорошие работы, за которые цепляется взгляд, но имена их создателей мне совершенно не известны. А творчество тех, кто на слуху, мне, напротив, совершенно не нравится. Обидно, что настоящее искусство, как правило, пребывает в безвестности, но так во всем мире, а не только у нас. К сожалению, так работают СМИ, так работает рынок. Продается не то, что по-настоящему хорошо и талантливо сделано, а то, о чем больше всего говорят. Я стараюсь быть в стороне от этого.

Предпочитаю вдохновляться людьми, состоявшимися в профессии, цельными, прожившими жизнь, но не растерявшими своей индивидуальности, – учителями, шахтерами, врачами, монахами. В них есть что-то подлинное. Я пишу их портреты с особым восторгом, потому что нет ничего увлекательнее путешествия по вселенной человеческой души.

О мечтах

Много чего хочется в жизни на самом деле. Чтобы дети выросли достойными людьми. Чтобы мое творчество активно шло в мир. Чтобы Россия возвратила себе статус великой духовной державы. Все это будет, я знаю.

Александр СИДОРОВ |
Выбор читателей