Самые грандиозные исторические открытия современности

Читать в полной версии →
За два минувших столетия были открыты неизвестные культуры, расшифрованы древние языки, доказаны смелые гипотезы. В обзоре "Yтро.ru" - рассказ о самых интересных исторических открытиях

Троянский узел Генриха Шлимана

Можно ли верить древнему эпосу, в котором говорится сплошь о богах и героях? Есть ли в старинных преданиях хоть толика правды или все это выдумка и поэтические метафоры? Генрих Шлиман, сын пастора, удачливый коммерсант, гениальный лингвист и археолог-самоучка, доказал, что прошлое никогда не исчезает бесследно.

Большую часть жизни Генрих занимался бизнесом. Начинал с мытья полов в лавке своих родственников. Затем было счетоводство, торговля, спекуляции, банковское дело, игра на бирже. К 40 годам Шлиман сколотил приличное состояние, параллельно освоив полтора десятка языков, и мог позволить себе долгое кругосветное путешествие. Вернувшись домой, он решил полностью изменить свою жизнь, даже сел на студенческую скамью, но самое главное - всерьез увлекся Гомером. Чем больше он читал "Илиаду", тем сильнее овладевало им желание во что бы то ни стало отыскать легендарную Трою, а равно и другие города, описанные древним поэтом, найти дворец царя Приама, могилу царя Агамемнона.

С 1871 г. и до самой смерти в 1890-м Шлиман на собственные средства проводил археологические изыскания по всему восточному Средиземноморью, но прежде всего - в Малой Азии в районе холма Гиссарлык. Сегодня любому школьнику известно, что именно там находится Троя. А полтора века назад сама идея использовать греческий эпос как источник достоверной научной информации казалась ученым, мягко говоря, дикостью. Шлиману никто не верил, над ним открыто смеялись, обвиняли в мошенничестве и шарлатанстве, однако он упорно шел к своей цели.

Не будучи профессиональным археологом, Шлиман наделал множество ошибок, разрушал культурные слои, не всегда фиксировал расположение находок, даже толком не описывал их поначалу. Но и по сей день его открытия не утратили своей огромной научной значимости. Благодаря Шлиману в руках ученых оказался поистине бесценный материал по истории так называемой "гомеровской" Греции.

Бывший клерк открыл целую культуру, о существовании которой научный мир даже не подозревал. Для исторической науки это было сродни полету в космос. Раскопаны Троя, Микены, Тиринф, Орхомен, найдены тысячи бесценных артефактов (здания, гробницы, оружие, украшения, погребальные маски, барельефы, посуда, скульптура, предметы быта, фрески), созданы уникальные музейные коллекции, написаны книги. И не важно, что "маска Агамемнона" на самом деле никогда не принадлежала древнему царю. Без Шлимана и его веры у нас бы ничего этого не было.


Тайный код Юрия Кнорозова

Чтобы совершить величайшее открытие, иногда нужно просто не выходить из маленькой комнаты. Кто бы мог подумать, что своенравный мальчуган Юра Кнорозов из глухой украинской деревни, некогда получивший тяжелейшее сотрясение мозга и едва не лишившийся зрения, спустя много лет в голодном послевоенном Ленинграде сумеет найти решение сложнейшей лингвистической головоломки, перед которой спасовали крупнейшие мировые светила. Тем не менее все произошло именно так.

В 1945 . талантливый выпускник истфака МГУ, которого заботливые учителя с трудом пристроили в ленинградский Институт этнографии и антропологии и поселили в убогой комнатенке при Кунсткамере, прочитал статью видного ученого Пауля Шелльхаса "Дешифровка письма майя - неразрешимая проблема". "Почему неразрешимая? - возмутился 23-летний Кнорозов. - То, что написано одним человеком, вполне способен прочитать другой". После этого он оставил шаманские практики и древнеегипетскую письменность, изучением которых занимался в университете, чтобы полностью посвятить себя решению "неразрешимой проблемы".

Напряженно размышляя над туманными "Сообщениями о делах в Юкатане" испанского миссионера XVI в. Диего де Ланды и всматриваясь в опубликованные кодексы майя (обе книги совершенно случайно были вывезены советскими солдатами из Берлина и затем осели в ленинградской библиотеке), Кнорозов пришел к выводу, что иероглифы майя представляют собой не символическое, как тогда считалось, а слоговое письмо. Их можно было соединять в слова и фразы, выкрикивать и даже распевать. Поняв основной принцип индейской письменности, ученый вплотную взялся за расшифровку рукописей.

Результаты своих изысканий Кнорозов представил в 1955 г. в виде кандидатской диссертации. Уже на следующий день о защите говорил весь Ленинград. Выступление соискателя длилось всего три с половиной минуты, после чего Ученый совет присвоил ему звание... доктора исторических наук. А потом была знаменитая книга "Письменность индейцев майя", публикация полного перевода рукописей майя, заочная полемика с крупнейшим специалистом по письменности майя американцем Эриком Томпсоном, окончившаяся полным триумфом русского гения, руководство исследовательской группой по дешифровке письменности острова Пасхи и протоиндийских цивилизаций, тихие академические будни и громкая мировая слава, о которой Кнорозов только догадывался.

Ученый был невыездным. Он страстно мечтал своими глазами увидеть памятники майя - народа, изучению которого посвятил всю жизнь, но реализовать свою мечту сумел только в 1990 году. По личному приглашению президента Мексики Кнорозов все-таки пересек океан.

Великий ученый, возвративший миру голоса древней цивилизации, лауреат Государственной премии СССР, кавалер ордена Ацтекского орла (Мексика) и Большой золотой медали президента Гватемалы, умер в 1999 г. от инсульта в полном одиночестве на убогой койке, выставленной в обшарпанный коридор районной питерской больницы.

По следам цивилизаций с Туром Хейердалом

Трудно поверить, что великий путешественник, несколько раз пересекавший океан на плотах, в детстве страшно боялся воды.

Сын пивовара изучал в университете Осло зоологию и географию, но по жизни круг его интересов оказался куда шире и включал историю, археологию, этнографию, культурологию, искусствоведение, астрономию, математику, генетику, биологию, химию, медицину, технику. Всю свою жизнь он так или иначе занимался проблемой этнокультурных контактов древнейших цивилизаций и был глубоко убежден, что люди, жившие на разных материках, общались друг с другом куда чаще, чем принято полагать. Что океан не только не препятствовал этому, но, напротив, был широкой магистралью, универсальной дорогой, открытой для всех.


Изучая письменные свидетельства и данные археологии, молодой исследователь выдвинул теорию о том, что заселение островов Полинезии произошло не с запада, как тогда считалось, а с востока, и предками нынешних полинезийцев были южноамериканские индейцы. Чтобы доказать свою теорию, Хейердал решил … переплыть океан. В 1947 г. по старинным рисункам он построил плот из бальсового дерева и с командой единомышленников отправился с берегов Перу на запад.

Шторма сменялись полным штилем, а леденящий холод изнуряющей жарой, обрывалась связь, громадные акулы терлись плавниками о борт. Спустя 101 день утлое суденышко с гордым именем "Кон-Тики", преодолев 8 тыс. км, благополучно причалило к рифам полинезийского атолла Рароира. Идея, казавшаяся полным бредом, получила неопровержимое подтверждение, а скептики были посрамлены.

Легендарное путешествие на "Кон-Тики", красочно описанное Хейердалом, принесло ему мировую славу. Книгу перевели на 66 языков, а документальный фильм, снятый во время экспедиции получил "Оскара".

На счету Хейердала множество увлекательных путешествий, серьезных научных изысканий и захватывающих популярных книг. Он дважды переплыл Атлантику на тростниковой лодке, занимался разгадкой тайны каменных голов острова Пасхи, изучал таинственные курганы "длинноухих" на Мальдивах, пирамиды на Канарах, в Мексике и Южной Америке. У одних его теории вызывали восхищение, у других - гнев, их принимали и отвергали с одинаковой страстью. Но совершенно ясно одно: Хейердал задал мощнейший тренд на изучение масштабных кросс-культурных связей. Без него наука ХХ века была бы иной.

Вечные солдаты императора

Две тысячи лет назад правитель небольшого княжества по имени Цинь Шихуанди создал первую великую китайскую империю, которую нарек собственным именем. Именно этот человек повелел соединить десятки разрозненных укреплений в Великую Китайскую стену, ввел единое законодательство, унифицировал письменность и денежную систему.

А еще в возрасте 13 лет он начал строить собственный мавзолей. Стройка, в которой участвовали 700 тысяч человек, растянулась на 38 лет.

Предполагалось, что вместе с императором в загробный мир отправится его многотысячная армия - орудие множества великих побед и редких поражений. Но правитель принял неожиданное решение. Он приказал вылепить всех воинов из глины, одеть в соответствии с рангом и родом войск, раскрасить и... закопать рядом с собой. Вечную армию Цинь Шихуанди обнаружили совершенно случайно в 1974 г., когда копали колодец.

Эта находка - одна из крупнейших за всю историю археологии. Ее справедливо считают терракотовой энциклопедией древнего Китая. 8099 воинов в полном вооружении с мельчайшими бытовыми подробностями, боевые кони, колесницы. И каждая скульптура уникальна. Недавние компьютерные исследования ушных раковин отдельных статуй, проведенный коллективом Университетского колледжа Лондона, вновь подтвердили: перед нами портреты реальных людей.

Живая истина Мертвого моря

Наконец, еще одним ключевым историко-археологическим открытием ХХ в., значение которого выходит далеко за рамки нашего столетия, равно как и отдельных гуманитарных дисциплин, стало обнаружение собрания кумранских рукописей.

Первые свитки были найдены в 1947 г. пастухом-бедуином в одной из пещер на северном берегу Мертвого моря. За минувшие годы ученые нашли еще множество манускриптов - полных и во фрагментах - в пещерах Иудейской пустыни и в Масаде. В распоряжении исследователей оказался уникальный материа: литературные произведения, деловые и юридические документы, письма, устав замкнутой религиозной общины, но главное тексты отдельных книг еврейской Библии, написанные на древнееврейском, арамейском и греческом языках в период между 250 годом до н.э и 68 г. нашей эры.

Считается, что речь идет об остатках огромной библиотеки так называемой кумранской общины, которая с большой долей вероятности относилась к секте ессеев. Члены полумонашеской организации, жившей по строгому уставу, покинули свои поселения с началом войн с Римом во второй половине 60-х гг. I в., предварительно спрятав рукописи в пещерах. Далее следы их теряются. В науке есть мнение, что с ессеями были связаны Иоанн Креститель и апостол Иоанн.

Рукописи Мертвого моря совершили подлинную революцию в библеистике. Они проливают свет на сложную и немонолитную историю иудаизма эпохи Второго Храма, на традицию формирования и толкования текстов Ветхого Завета, а также начальные этапы становления раннего христианства. Считается, что дуалистические и мессианско-эсхатологические воззрения кумранитов, а также принципы их социальной организации оказали значительное влияние на становление раннехристианских общин, а в конечном плане на становление ведущей мировой религии.

Александр СИДОРОВ |
Выбор читателей