Давным-давно, еще в начале прошлого века, французы любили приговаривать: "Это все равно, что украсть Джоконду". Так они обозначали невозможность и невероятность какого-либо события. Все изменилось в одно мгновение, когда 21 августа 1911 г. некто Леонарди Винченцо Перруджиа, спрятав шедевр под робу, преспокойно вынес шедевр из Лувра.
Находчивый итальянец, бывший в музее разнорабочим, вдруг решил, что раз шедевр этот сотворил его великий соотечественник Леонардо да Винчи, то принадлежать он должен Италии, а не каким-то там французам. Зная правила и распорядки Лувра, он придумал нехитрый план похищения картины. Дальше все было, как в кино. В воскресенье накануне Перруджиа переночевал в музее, а в 07:00 в понедельник незаметно достал картину из рамы, после чего примкнул к бригаде маляров, вышел из музея и бесследно исчез. На два с лишним года.
Кого только не подозревали французы! И немцев, которые таким образом, якобы пытались разжечь войну, и даже Пабло Пикассо с Гийомом Апполинером. Последний, кстати, отсидел по ложному обвинению пять суток из-за чего сильно обиделся на блюстителей порядка. Парижане молились, чтобы бесценному шедевру не был нанесен вред, а полиция круглыми сутками металась в безрезультатных поисках. На Перруджиа же не пало и тени подозрения, хотя "Джоконда" все это время пролежала в его крохотной затхлой квартире, больше напоминающей конуру, под кроватью в ящике с двойным дном.
Совершивший "кражу века" преступник выдал себя сам. Осенью 1913 г. он написал письмо торговцу живописи Альфреду Джерри, в котором предлагал вернуть достояние Италии за скромное вознаграждение всего в 500 тыс. лир. Джерри обратился в полицию и вскоре была проведена секретная операция. Директор флорентийской галереи Уффици заманил Перруджио в город, куда тот прибыл с картиной и был арестован. Вскоре выяснилось, что вор был всего лишь исполнителем, и что кража была выполнена им по заказу преступников Эдуарде де Вальфьерно и Ива Шадрона, которые благополучно скрылись и так и не были найдены. Что до "Моны Лизы", она 20 декабря 1913 г. заняла свое привычное место в Лувре. Тогда же были предприняты меры по ее безопасности, в виде стеклянной брони и охранников, сохраняющиеся до сих пор.
Много дольше времени понадобилось, чтобы разыскать картину Поля Гогена "Фрукты на столе, или Спокойная жизнь с маленькой собакой", похищенную в 1970-е г. в Лондоне, которую эксперты оценили в $40 миллионов. Картина была найдена при странных обстоятельствах в 2014 году. Оказалось, ее владелец - итальянский рабочий автомобильного завода - приобрел "Фрукты" вместе с работой Пьера Боннара "Женщина с двумя стульями" в 1975 г. всего за $32, после чего около 40 лет шедевры провисели у него на кухне.
Или вот история. Помните знаменитую комедию "Как украсть миллион" с Одри Хепберн в главной роли? Так вот, грабители частенько прибегают к "предложенному" в фильме методу - прячутся ночью в музее после его закрытия, после чего под покровом темноты выносят оттуда шедевры. Именно такой случай произошел в апреле 1991 г. в музее Ван Гога в Амстердаме, когда было похищено 20 полотен великого живописца. Итак, спрятавшись, грабители дождались 3 часов утра, после чего выбрались из укрытия в масках из чулок. К счастью, охранники музея и полиция сориентировались вовремя, и все работы были обнаружены уже через 35 минут после пропажи в машине похитителей. Среди полотен были знаменитая ранняя работа "Едоки картофеля" Ван Гога, а стоимость всех полотен составила около $500 миллионов. Практически все картины, к сожалению, были повреждены, зато раскрытие этого преступления считается самым быстрым в истории.
Чаще всего полиция находит преступников в тот момент, когда они пытаются избавиться от украденного. Так, в конце 2014 г. лос-анджелесская полиция задержала 45-летнего Рауля Эспиноса, пытавшегося сбыть за $700 тыс. девять картин, в числе которых были "Крестьяне" Марка Шагала. Полотна обнаружили в одном из отелей в ходе совместной операции полиции и ФБР, а их общую стоимость оценили в $10 миллионов. Все произведения хранились в частной коллекции в городе Энсино и были украдены в 2008 году. Три из них до сих пор не найдены.
Годом ранее, в декабре 2007-го, из Музея искусств в Сан-Паулу были вынесены "Портрет Сюзанны Блох" кисти Пикассо и работа Портинари "Крестьянин на кофейной плантации". Стоимость первой оценивается в $50 млн, а второй - около $5 миллионов. Раскрыть преступление, и достаточно быстро, помогла запись, сделанная музейными камерами слежения. И хотя изображение оказалось размытым, полицейские рассмотрели, как трое мужчин ворвались в музей, заклинили двери домкратом и сняли картины, висевшие на стенах в двух комнатах. Ну а нашли их после этого почти сразу. В ходе расследования выяснились некоторые немыслимые факты. Например, то, что Музей искусств в Сан-Паулу, в коллекции которого находятся баснословно дорогие шедевры, практически не защищен от посягательства воров, и, ко всему прочему, ни одно из восьми тысяч произведений искусства, размещенных здесь до того случая, не было застраховано.
К слову, картины кисти Пикассо считаются самыми "востребованными" среди похитителей предметов искусства. Например, в 1989 г. воры совершили набег на дом внучки Пикассо Марины и вынесли оттуда 12 полотен на сумму $17 миллионов. Позже все похищенные произведения искусства были возвращены их законной владелице. В 2001 г. из Нью-йоркской картинной галереи был похищен рисунок "Обнаженный в зеркале, играющий на флейте, и ребенок" стоимостью в $320 тыс., а в 2004 г. на одной из яхт в Майами украли сделанный углем эскиз картины "Три танцовщицы", оцененный экспертами в $200 тысяч. А самая масштабная кража работ Пикассо была совершена в Авиньоне в 1976 г. - воры вынесли из музея 118 картин.
Однако, как говорится, не Пикассо единым. В 2000 г. трое вооруженных злоумышленников похитили из шведского Национального музея в Стокгольме три шедевра: "Автопортрет" Рембрандта и два произведения кисти Ренуара - "Разговор с садовником" и "Юная парижанка". Проникнув в музей незадолго до закрытия, грабители дождались ночи и сбежали на лодке, пришвартованной у набережной неподалеку от музея.
Первого января следующего года полицейскими были задержаны четверо подозреваемых, а через неделю был арестован еще один - адвокат. Имен преступников блюстители закона предпочли не разглашать в интересах следствия, а вот о картинах рассказали. Известно, что "Разговор с садовником" обнаружили совершенно случайно - при облаве наркопритона, - а две другие картины нашлись позже - в 2005 году.
Сенсацией мирового масштаба в 2007 г. стало известие о том, что норвежская полиция нашла украденные тремя годами ранее шедевры Эдварда Мунка - "Крик" (одна из четырех копий) и "Мадонну". Одно из полотен было немного порвано, другое получило небольшие повреждения, видимо, когда преступники срывали его с подрамника, однако это не помешало всеобщему ликованию. Известно также, что за картины не было уплачено никакого выкупа и никто из осведомителей не получил вознаграждения.
Полотна были похищены из музея Эдварда Мунка в Осло 22 августа 2004 г. двумя вооруженными преступниками. Несмотря на объявленную правительством награду в $250 тыс., следователи больше двух лет не могли обнаружить никаких следов похищенного. За это время три человека были осуждены, однако ни главного организатора, ни непосредственных исполнителей задержать так и не удалось.
Еще один шедевр великого Леонардо да Винчи - "Мадонна с веретеном" - был похищен в 2003 г. из частного собрания британского коллекционера и обнаружен полицией во время рейда в шотландском Глазго. Полотно, на котором изображена Богоматерь с младенцем, держащим в руках веретено в виде креста, более 250 лет принадлежало семье герцогов Бакклью и находилась в замке Драмлэнриг, откуда и была похищена. Дело было так: двое мужчин, с виду, конечно же, обычных туристов, купили билеты в открытую для посетителей галерею замка, скрутили там смотрительницу музея и вынесли шедевр на улицу, где их ждал белый "Фольксваген Гольф", обнаруженный впоследствии брошенным в нескольких километрах от замка.
Несколько лет картина да Винчи значилась в составленном ФБР списке десяти самых разыскиваемых произведений искусства. Зацепка появилась лишь в 2007-м, когда двое неизвестных обратились к частным сыщикам Роберту Грэму и Джону Дойлу, пообещав вернуть полотно в обмен на выкуп в размере 4,25 млн фунтов. Никакого выкупа им не выплатили, и в результате полицейской операции в октябре 2007 г. картина была обнаружена в офисе адвокатской конторы в Глазго. Что до владельца шедевра, герцога Бакклью IX, он умер за месяц до находки картины, в возрасте 83 лет, так и не дожив до счастливого момента.