Меньше недели остается до заседания президиума Госсовета по развитию рыбохозяйственного комплекса, на котором президент утвердит новые правила игры для участников рыбной отрасли. Заседание запланировано на 19 октября. Неожиданностью для всех стало место его проведения - Москва. Ранее объявляли, что Госсовет пройдет на Сахалине, затем в Астрахани, как это было в 2007 году. То, что отрасль ожидает серьезный разговор, известно давно. То, что он состоится в Москве, только добавляет интриги.
На фото: начало сезона промышленного лова кеты в Приморье. Юрий Смитюк/ТАСС
В преддверии предстоящего Госсовета во вторник, 13 октября, в Москве прошел круглый стол "Рыбная отрасль России: запрос на модернизацию флота", в рамках которого были презентованы результаты экспертного опроса ВЦИОМ о состоянии рыбопромыслового флота и необходимости его обновления. Исследователи анонимно опросили рыбодобытчиков, судостроителей, представителей смежных отраслей, чиновников. Исследование показало, что наиболее критично о состоянии рыболовного флота говорят те, кто непосредственно ходит в море - капитаны.
Подавляющее их большинство оценили состояние флота как "плохое" и "очень плохое". Даже те, кто считает состояние своего корабля "средним", перечисляют: "Судно - возрастное, без ремонтов в море ходить нельзя", "дизельный генератор устарел, мощности не хватает", "очень много ручного труда, все делаем вручную". Есть и куда более емкие оценки - "дырявое корыто", "хотели сдать на металл". Это мнение капитанов поддерживают и другие опрошенные.
Согласно большинству оценок, флот устарел не только морально, но и физически: "флот убитый", "нужно оставить несколько судов, остальные списать". Эти оценки, полученные ВЦИОМ, подтверждают цифры Российского морского регистра судоходства: у почти 80% судов уже превышен максимальный 30-летний срок эксплуатации. Установленный срок эксплуатации судна в советское время составлял 25 лет, после этого предполагалось его списывать и заменять на новое. По мнению опрошенных, после 20 лет эксплуатации ремонт, модернизация уже не способны продлить жизнь судна на долгий период: никто не отменял усталость металла, износ несущих конструкций.
На сегодняшний день трудно говорить об эффективности отечественного флота. Средний улов на российском крупнотоннажном судне составляет 16 тыс. т, а на американском - около 40 тыс. тонн. Российские суда технически отстали, не способны, как их иностранные конкуренты, осуществлять глубокую переработку продукции прямо в море.
Глубокая переработка позволяет продавать продукт дороже. Кроме того, сырье, которое на аналогичных иностранных, в частности, американских, судах перерабатывается в фарш и рыбную муку, на российских судах оказывается отходами.
Эксперты отмечают, что с точки зрения решения задач продовольственной безопасности и создания рабочих мест состояние российского рыбопромыслового флота является, фактором, препятствующим развитию страны. Между тем, если обновить флот за счет ввода в эксплуатацию современных высокотехнологичных промысловых судов, российская рыболовная отрасль могла бы вновь стать конкурентоспособной, явствует из итогов опроса.
Именно с этим на Госсовет 19 октября идет Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство), чиновники которого предлагают с 2018 г. выделять квоты, не только исходя из "исторического принципа" распределения объемов вылова, но и в соответствии с реальными планами компаний строить новые современные траулеры на российских верфях. Для них предлагается специально выделять так называемые "квоты господдержки", которые позволят компаниям окупить строительство судов.
По словам замглавы Росрыболовства Петра Савчука, уже сегодня определились три первые компании, заявившие о готовности строить новый флот - это "Доброфлот", "Приморец" и "Русская рыбопромышленная компания". Последняя, кстати, накануне заявила о заключении контракта с Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК) на строительство больших морозильных рыболовных траулеров. ОСК сообщила, что в случае предоставлении «квот господдержки», строительство начнется на заводе "Янтарь" и Выборгском судостроительном заводе.
Глава агентства "InfoLine-Аналитика" Михаил Бурмистров считает, что мощности отечественных заводов позволяют выпуск технологически новых судов, соответствующих самым высоким мировым стандартам. «Но в случае отсутствия мер господдержки контракты останутся нереализованным", - указывает эксперт.
Возможность того, что предложения Росрыболовства о введении "квот господдержки" не будут приняты, потенциально существует, говорят эксперты. Сегодня, используя "исторический принцип", десятки так называемых "рыбных рантье" зарабатывают лишь на распределении и перепродаже, полученных от государства квот, в том числе и в пользу иностранных компаний, делая это незаконно. Очевидно, что они не собираются сидеть сложа руки и уже используют мощный лоббистский ресурс для торпедирования инициативы профильного ведомства.
Впрочем, учитывая последовательность государства в вопросах модернизации российского флота, в том числе недавно принятую "Морскую доктрину", вероятность очередной отсрочки принятия судьбоносного для рыбной отрасли решения ничтожно мала. Ситуация в отрасли такова, что практически не оставляет маневра. Да и посыл самих рыбодобытчиков очевиден: сколько еще можно ходить в море на "ржавом корыте", ставя под угрозу не только экономику и экологию, но и жизнь рыбаков?