Сбитый в небе над Сирией во вторник фронтовой бомбардировщик Су-24 разработан в опытном конструкторском бюро (ОКБ) П.О. Сухого во второй половине 1960-х гг., был принят на вооружение 4 февраля 1975-го. Он стал первым всепогодным и круглосуточным ударным самолетом тактической авиации в Военно-воздушных силах Советского Союза. Всего таких бомбардировщиков изготовлено около 1,4 тысячи. Машина применялась ВВС СССР и России в ходе боевых действий в Афганистане, Чечне, Грузии и Сирии.
Российский фронтовой бомбардировщик Су-24М на авиабазе "Хмеймим". ТАСС
С 2000 г. ВВС/ВКС РФ потеряли в различных авиационных инцидентах, включая боевые действия, 26 экземпляров Су-24, в том числе и сегодняшний.
А вот каковы потери боевых бортов в вооруженных конфликтах за последнее время, а также при не выясненных до сих пор обстоятельствах.
24 ноября 2015 года, по сообщению Министерства обороны РФ, на территории Сирии атакован российский самолет Су-24. По утверждению турецкой стороны, он был сбит ВВС Турции из-за нарушения воздушного пространства этой страны. Минобороны России опровергло факт пересечения турецкой границы.
Второго октября 2015 г. рядом с аэропортом города Джелалабад в Афганистане потерпел крушение военно-транспортный самолет США. Точные причины катастрофы неизвестны, однако боевики запрещенного в РФ движения "Талибан*" заявили, что американский борт сбили они. В результате крушения погибли 11 человек, в том числе шестеро американских солдат. Талибы* заявили о 15 убитых. Кроме того, жертвами катастрофы стали не менее трех местных жителей-афганцев, которые находились на земле.
17 июля 2014 года в Донецкой области Украины потерпел крушение рейс МН17 Амстердам-Куала-Лумпур. На борту лайнера находились 298 человек, все они погибли. Киев обвинил в крушении ополченцев, но те заявили, что не располагают средствами, которые позволили бы сбить воздушное судно на такой высоте. Трагедия малазийского лайнера до сих пор расследуется.
23 марта 2014 года F-16 ВВС Турции сбили истребитель МиГ-23 ВВС Сирии, который выполнял полеты в пограничном сирийском районе Касаб. Как заявил тогда премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган, МиГ углубился в турецкое воздушное пространство на расстояние 1,5 км. Дамаск назвал атаку на свой самолет "неоправданной военной агрессией" и заявил, что самолет не нарушал воздушной границы. Пилот катапультировался и не пострадал.
16 сентября 2013 года турецкий истребитель сбил вертолет Ми-17 сирийской армии, нарушивший границу. По версии Анкары, сирийских пилотов предупредили о нарушении и необходимости вернуться в воздушное пространство своего государства, "однако они не отреагировали на предупреждение". Дамаск признал нарушение воздушной границы, но при этом обвинил Турцию в "поспешном" решении атаковать вертолет. Пилоты, которые выжили в крушении, позже были убиты сирийскими повстанцами.
22 июня 2012 года над Средиземным морем к юго-западу от побережья пограничной турецкой провинции Хатай сирийскими ПВО сбит (предположительно, зенитной ракетой) истребитель F-4 Phantom II ВВС Турции. Самолет вылетел на разведывательное задание с авиабазы Эрхач. Больше часа спустя с ним был потерян радиоконтакт, истребитель исчез с радаров. По сообщениям сирийских военных, он нарушил воздушное пространство Сирии. Оба пилота погибли. Дамаск принес Турции извинения.
9 августа 2008 года во время операции РФ по "принуждению к миру" Грузии сбит Су-24М. Накануне, 8 августа, был подбит Су-25. Падение самолета снято на видеокамеру. Пилот борта катапультировался и, по сообщениям СМИ, расстрелян южноосетинскими ополченцами в воздухе. Всего с южноосетинской и российской стороны в разное время поступала информация о четырех сбитых грузинских самолетах и одном вертолете. В Тбилиси заявили об отсутствии у себя потерь в воздухе, но признали уничтожение трех Ан-2 на аэродроме Марнеули в результате ударов российской авиации 8 августа. Кроме того, на захваченном аэродроме Сенаки российскими войсками уничтожены три вертолета.
4 октября 2001 года над Черным морем потерпел катастрофу гражданский авиалайнер Ту-154М авиакомпании "Сибирь", выполнявший рейс SBI1812 по маршруту Тель-Авив-Новосибирск. Все 66 пассажиров и 12 членов экипажа погибли. Согласно заключению Межгосударственного авиационного комитета (МАК), самолет непреднамеренно был сбит украинской зенитной ракетой С-200, запущенной в ходе проводившихся совместно с ЧФ РФ на Крымском полуострове военных учений.
По сообщениям СМИ, на 4 февраля 2015 года, в результате вооруженного конфликта на востоке страны украинские воздушные силы потеряли от огня противника 11 самолетов (1 Ан-30, 1 Ан-26, 1 Ил-76, 2 Су-24, 2 МиГ-29, 4 Су-25), 8 вертолетов (4 Ми-8 и 4 Ми-24) и два реактивных беспилотных летательных аппаратов Ту-143. Еще по одному Су-25 и Ми-8 (последний принадлежал ГСЧС Украины) потерпели катастрофы в ходе конфликта по техническим причинам. Данный список не является официально озвученным. Он составлен из сделанных в разное время сообщений пресс-служб силовиков ВСУ. Между тем, по неподтвержденной информации, Украина лишилась 28 боевых вертолетов и 38 самолетов разных типов.
* Организация запрещена на территории РФ