Президент Владимир Путин поручил правительству обеспечить принятие поправок в закон о рыболовстве до ухода депутатов Госдумы на летние каникулы. Главе государства, видимо, попросту надоело наблюдать за абсурдной ситуацией, когда в стране, омываемой 15 морями с выходами в три океана, рыба с каждым годом становится все менее доступным продуктом для населения.
Плавзавод "Всеволод Сибирцев". Фото: Юрий Смитюк/ ТАСС
Однако предлагаемые Росрыболовством изменения жестко критикуются профессиональным сообществом. Что неудивительно, поскольку речь идет о ломке действующей "исторической" системы распределения квот на добычу водных биоресурсов. То есть если еще в 2008 г., получая разрешение от государства на добычу определенных объемов и видов рыбы на 10 лет, промысловики с опытом могли надеяться на то, что сохранят это право и в следующую десятилетку, сейчас их надежды тают на глазах.
С 2019 г. рассчитывать на хорошую рыбалку смогут главным образом только те компании, которые имеют в собственности или приобрели в лизинг суда - на них придется не менее 70% улова водных биоресурсов. Кроме того, еще 20% так называемых инвестиционных квот отойдут от сегодняшних добытчиков к тем, кто начнет строить собственный флот.
В Росрыболовстве объясняют такую перекройку необходимостью устранить с рынка так называемых "квотных рантье", которые зарабатывают на перепродаже прав на вылов рыбы, не утруждая себя выходом в море, а также изъятием долей квот у предприятий, находящихся под контролем иностранных инвесторов.
Однако, как заявил корреспонденту "Утра" руководитель информагентства по рыболовству Александр Савельев, вся идея с инвестквотами затеяна для того, чтобы наделить ими одну-единственную крупную промысловую компанию, занимающуюся ловлей рыбы на Дальнем Востоке. "Нашу систему распределения квот на вылов рыбы во всем мире называют лучшей. И ломать ее нет никаких причин", - подчеркнул он.
Как отметил президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Александр Фомин, перераспределение квот означает, что у тех, кто уже построил суда, их попросту отберут в пользу тех, кто до сих пор ничего не делал. "Это нанесет серьезный удар отрасли", - уверен он.
По словам Фомина, сегодня 80% рыбодобывающих предприятий имеют по одному-два судна. И, лишившись немалой части квот, большинство из них попросту разорятся либо уйдут в тень, что приведет к расцвету браконьерства.
Председатель Союза рыбаков Сахалинской области Константин Тюкавин надеется, что промысловики получат что-то взамен малоприятных для них нововведений. "Нельзя же у них просто все взять и отобрать", - полагает он.
Эксперты выступают также категорически против предложений Росрыболовства по стимулированию переработки сырья на береговых предприятиях. В поручениях президента этот пункт не озвучен, однако Путин говорил об этом на "Прямой линии" 14 апреля, заявив, что закон обяжет промысловиков доставлять на землю рыбу в свежем или охлажденном, а не в замороженном виде. Это сделает ее экспорт невыгодным, в результате повысится загрузка отечественных предприятий.
Президента ввели в заблуждение, считает Александр Савельев. "Траулер уходит на промысел на 3-5 месяцев на 600 миль в Охотское море. И в каком виде он оттуда привезет рыбу? На прибрежный промысел рыбаки тоже не идут, как правило, меньше чем на неделю, и свежую рыбу им не довезти", - пояснил он и добавил, что норма, запрещающая заморозку, действовала в России до 2004 г., что привело к разгулу взяточничества со стороны таможни и других контролирующих органов.
Экономические последствия предлагаемых решений по переработке сырья на береговых предприятиях не просчитаны, уверен Александр Фомин. Это модель приведет к существенному снижению рентабельности бизнеса, снижению качества и конкурентоспособности отечественной рыбопродукции и, как следствие, к ее подорожанию.
Рыболовный флот, львиная доля которого находится в эксплуатации 20 и более лет, безусловно, нужно обновлять. Но для этого нет никакой необходимости кардинально перекраивать весь закон о рыболовстве, уверен Савельев. "Как справедливо заметил недавно экс-глава Росрыболовства Андрей Крайний, достаточно добавить единственный пункт - если рыбак не построит флот на российских верфях до 2025 года, ловить рыбу ему не дадут", - рассказал он.
По мнению руководителя информагентства по рыболовству, это понятная для промысловиков и вполне решаемая задача, причем без всякого хитрого законотворчества. "Если изначально предполагалось выделение инвестквот после сдачи нового судна в эксплуатацию, сейчас выясняется, что для этого достаточно будет лишь заявить о желании стать флотовладельцем. А решать, кому строить суда, а кому нет, будет Росрыболовство. Только представьте, какой создается потенциал для коррупции. И этот цинизм возмущает всю отрасль", - резюмировал он.