В 25 лет она оказалась в самой гуще событий профсоюзов транспортников Великобритании и Ирландии, в 30 выступала в портовых доках перед рабочими Новой Зеландии, в 45 открывала первое представительство швейцарского отделения Bank of NY, в 55 лет запустила самую успешную в России школу дизайна "Детали". В свои семьдесят Татьяна Рогова, член-корреспондент Российской Академии естественных наук по отделению "Дизайн интерьера и архитектура", осваивает итальянский и планирует создать ТВ-канал, посвященный дизайну и архитектуре.
Татьяна Рогова
"Утро": Ваша жизнь − готовый сценарий для отличного фильма с захватывающим сюжетом. В чем секрет Вашей неуемной энергии и молодости, способности идти в ногу со временем?
Татьяна Рогова: Нам от природы даны большие способности, которые мы не используем из-за нашей лени. Я например, сейчас осваиваю итальянский язык. Конечно, когда мне было 18, я могла заучивать страницами тексты, а сейчас − нет, но меня это не останавливает. Мы тренируем свое тело, руки, ноги, но в хорошем тонусе надо также поддерживать и свой мозг. Я думаю, что все в наших руках, а не в руках пластических хирургов и других людей, зарабатывающих на твоем страхе старости и увядания. Возможности человека ограничены только его временем жизни. Если он здоров, он должен постоянно развиваться. Это и есть залог долголетия. Я стараюсь не останавливаться по жизни. Мои школьные подруги меня сравнивают со Скарлетт О'Харой, ведь мой девиз − "Только вперед!" Нельзя ставить себе ограничения, иначе ничего не получится. Мне очень повезло в жизни: я много путешествовала, встречалась с самыми невероятными людьми мира, много видела, многому научилась и, кстати, до сих пор учусь. Чтобы чувствовать время, надо быть способным очень быстро осваивать новую информацию, уметь ее правильно использовать. Жить надо играючи, весело.
"У": С чего все началось?
Т.Р.: Я окончила Институт иностранных языков имени Мориса Тереза с красным дипломом по специальности переводчик английского и французского. Потом решила продолжить свое образование в области права и поступила на курс при ВЦСПС (Всесоюзный Центральный Союз Профессиональных Союзов) и там освоила социальное страхование, историю рабочего движения, страноведение и многое другое. Я очень хотела пойти работать в ВЦСПС, потому что они размещались на Ленинском проспекте в доме номер 42, а я жила в доме номер 40. Но меня распределили не в дом 42, а в Центральный комитет профсоюза работников автомобильного транспорта (такси, грузоперевозки). И это было для меня огромным испытанием. Представьте интеллигентную девочку с красным дипломом в рабочей, мужской, жесткой среде. Это потом я поняла, что для меня это была школа.
В то время, а это были 70-е годы, во всем мире были сильны и влиятельны социал-демократические партии и левое лейбористское течение. Вот с такими людьми я общалась. В Великобритании был мощнейший профсоюз транспортников, По делу службы меня направили именно туда, в самый центр профсоюзного движения. Я исколесила всю Великобританию, Ирландию и Шотландию. И в этот горячий момент моей жизни меня наконец-то приглашают в Международный отдел ВЦСПС и предлагают взять на себя работу с лейбористами Англии, Шотландии, Ирландии, Мальты и Нидерландов. И сразу, как говорится, с корабля на бал: меня отправляют на конгресс трейд-юнионов. Это было невероятное время.
На конгрессе я знакомлюсь с импозантным мужчиной, который курил трубку. И у нас случился роман. Он был корреспондентом газеты "Труд", аккредитованным на конгрессе, моя карьера и роман развивались параллельно и очень бурно. Он был женат, а я замужем, и все англичане с восторгом смотрели на нашу романтическую историю, когда он ездил за мной по всем городам и весям Англии. Я достойно говорила и серьезные мужчины слушали меня, мои выступления пользовалась большой популярностью. Помню, мою поездку на съезд в Новую Зеландию, где я выступала в порту перед портовыми рабочими. Мне было так страшно. Но тогда я получила отличный совет от их лидера, звали его Кен Дуглас: "Никогда не бойся разговаривать с рабочим классом". И я это запомнила на всю жизнь. Иногда так не хотелось вступать в сложные переговоры, но очень важно было пересилить себя, уметь договориться и правильно донести до людей нужную информацию. Надо всегда преодолевать лень, страх и инерцию мышления.
"У": Что же случилось с вашим романом?
Т.Р.: Я вышла за него замуж, он стал моим вторым мужем, у меня уже была дочь Вероника и мы стали прекрасной семьей. И началась другая жизнь. Я увлеклась историей масонства, а через него − историей искусств. Пошла учиться на истфак на кафедру истории искусств. А потом Советский Союз рухнул, и все в одночасье изменилось. Но у меня сработали мои старые связи с заграницей, и швейцарский банк предложил мне работу по созданию их представительства в России. Я поехала изучать банковское дело в Швейцарию, а позже открыла первое представительство швейцарского отделения Bank of NY в Москве. Это было совершенно новое направление моей жизни, связанное с инвестиционными проектами по добыче золота, алмазов, никеля. Я ездила в командировки в Якутию, Магадан, Норильск, на месторождения. И вот на каком-то этапе, моя дочь сказала: "Мамочка пора остановиться, давай мы что-нибудь с тобой придумаем". Вероника к этому времени уже открыла галерею мебели "Детали", и мы решили запустить с ней дизайн-школу под тем же названием. Мне к тому времени было 55. А моя судьба разворачивала передо мной перспективу, наполненную красотой и невероятно талантливыми людьми.
"У": Школа дизайна "Детали" родилась в кризисные 90-е и практически сразу стала одной из лучших в России и Европе. И сейчас, когда в стране кризис, у вас полные классы студентов. В чем секрет?
Т.Р.: 1998 год: чехарда с правительством, дефолт, в экономике кризис, и все думали, как бы элементарно выжить. Нынешнее время и 90-е в чем-то схожи: с одной стороны непонятно, куда и как двигаться, с другой – это время для запуска самых разных идей, на первый взгляд пусть и нереалистичных. Успех нашей школы – это доказательство того, что в сложных экономических условиях не стоит отбрасывать появляющиеся мысли и задачи. Кризис – время, когда нужно начинать действовать, а не печалиться о ситуации в целом.
"У": Что же придавало уверенности в правильности действий?
Т.Р.: Мы считали, что у нас есть все для организации курсов по дизайну интерьера. На самом же деле все было гораздо сложнее. Тогда мы составили короткую программу на пять месяцев и пригласили всех желающих. Кстати, это был единственный раз, когда мы давали рекламу. Мы объявили "день открытых дверей" и ожидали толпы желающих, но пришло пять человек. Нам сказали доброжелатели: "Вот видите, ничего не получается – надо подождать". Но мы не стали ждать и пригласили бесплатно заниматься всех своих знакомых, которым было интересно обучение. Это был большой риск, но наш энтузиазм и огромное желание совершили невозможное.
"У": Кто преподает в школе? И какова судьба ваших студентов?
Т.Р.: У нас преподавали и преподают исключительно практикующие педагоги-дизайнеры. Любой творческий или образовательный проект живет по одним и тем же законам. Нужны идея, концепция, творческое и техническое обоснование, программа, люди, с которыми можно ее реализовать, и, конечно, аудитория, которую эта тема интересует. Два года ушло на то, чтобы все эти составляющие соединились. И уже третий набор школы выстрелил так, что сегодня это реальные звезды нашего дизайна – Ирина Дымова, Надежда Ананьева, Наташа Чернейко, Наташа Сохнюк, Вероника Андрихова. Работы этих дизайнеров печатают в ежегоднике лучших мировых дизайн-проектов Andrew Martin International Interior Design Review.
"У": Так в чем же секрет успеха школы?
Т.Р.: Нам посчастливилось за короткий срок привлечь к себе интерес. В этом году школе "Детали" 16 лет, и мы продолжаем расти и идти по выбранному маршруту. Иметь свой путь – это важное условие успеха. Это не значит, что нужно игнорировать мировой опыт. Конечно же, мы следили за законодателями моды и тенденций в дизайне интерьера во Франции и в Англии. Тогда они казались нам недосягаемыми. А сегодня наши отношения с теми же французами, итальянцами: например, с Istituto Lorenzo de’ Medici во Флоренции, с Лондонской школой дизайна KLC в Челси на равных. Мы посылаем к ним своих учеников на стажировку, но уже понимаем, что мы даем в творческом плане гораздо больше, чем они. Это не самореклама, это оценка того, что происходит. Несколько лет назад журнал Architectural Digest сделал материал о лучших школах Европы. О лондонском Royal Сollege of Art, парижской школе Camondo, в которой учился Филипп Старк и другие звезды дизайна, и о нашей школе "Детали". А в октябрьском спецномере журнала AD за 2015 год дан перечень 100 лучших дизайнеров и архитекторов России. Добрая половина имен из топа дизайнеров – выпускники школы.
"У": Школа неизменна в своих программах и курсах?
Т.Р.: Конечно, нет. Потому что это живая материя. Здесь не может быть академизма в прямом смысле этого слова. Эта тема все время вибрирует, развивается. Меняются тенденции, вкусы, предпочтения, производители. И все это необходимо учитывать. Сейчас мы приготовили новую брошюру, и в ней есть перечень наших принципов, одним из которых является утверждение, что "красота спасет мир". И мы в это верим. "Детали" – это не просто школа, а образ жизни. Мы часто устраиваем события, выходящие за рамки учебы. Это и выставки, и участие в различных ТВ-программах, и домашние праздники, и клубные встречи.
"У": Вам посчастливилось общаться и дружить с выдающимися людьми.
ТР: Да, их королевские высочества принц и принцесса Майкл Кентские, премьер-министр Австралии Боб Хоук, премьер-министр Великобритании Гарольд Вильсон, генеральный секретарь лейбористской партии Великобритании Рональд Хейвурд, послы Франции, Англии, Мальты в России, великие архитекторы и дизайнеры современности Аксель Вервурд, Аннушка Хемпел, Жан Луи Деньо, вдова великого итальянского сценариста Тонино Гуэрра, Лора и многие другие.
"У": У Вас такие серьезные связи в Европе. Вы не пытались открыть отделение школы в Англии или в Италии?
Т.Р.: У нас была попытка сделать нечто похожее на школу "Детали", но уже как международный образовательный центр в Европе. Однако мы отказались от этой затеи. Мы решили, что наше место здесь, в центре Москвы, что принципиально. В стране огромное поле для развития креативного профессионального образования. И его нужно постоянно развивать, а иначе оно завянет. Если ты не идешь вперед, ты идешь назад. Стабильности в ближайшие десятилетия вряд ли будет, и нам предстоит много работы. Ведь мы не просто коммерческий проект − у нас большие и серьезные цели, которые требуют внимания и сил. Феномен школы "Детали" − это целый комплекс факторов. Но самое главное − это команда людей, мыслящих на одной волне. Потому что можно все что угодно напридумывать, но в одиночку дом не построить даже самому гениальному человеку. Я очень ценю людей, которые несут свет знания о гармонии и красоте. Общими усилиями мы создали свой мир, и он удивительный, потому что наш мир базируется на любви.
"У": Татьяна Николаевна, поделитесь своими творческими планами.
Т.Р.: Путешествия, встречи с интересными людьми, новые задумки и новые перспективы, и, конечно, я собираюсь радоваться каждому дню. Жизнь продолжается. И как же интересен каждый ее новый сюжет.
Школа "Детали" – Член Международной Ассоциации дизайнеров интерьеров (IIDA) с 2002 года, действует в соответствии с профессиональными стандартами IIDA. Философия школы – образование как искусство создания красоты, способной преображать жизнь. Цель – профессиональное образование и повышение квалификации в области дизайна интерьера, предметной и внешней среды, развитие креативного мышления и творческого потенциала личности.