В понедельник ожидаются сразу две новости, которые могут серьезно повлиять на отношения ЕС с Украиной. Первая касается соглашения об ассоциации между ними. В пятницу премьер-министр Нидерландов Марк Рютте заявил, что шансы на его ратификацию ничтожно малы, и весьма вероятно, что уже 31 октября правительству придется внести в парламент законопроект об отказе от нее.
Фото: Михаил Почуев/ ТАСС
Соглашение было подписано в 2014 году и в течение следующего года ратифицировано всеми странами ЕС, кроме Нидерландов. Голландцы решили поинтересоваться мнением народа на этот счет и в апреле 2016 года провели соответствующий референдум. Народ особого энтузиазма не проявил, в пункты голосования пришло всего 32,3% населения, однако большинство из них (61%) высказались против ассоциации с Украиной.
Референдум носил рекомендательный характер, поэтому правительство не стало сразу брать под козырек и отказываться от ратификации соглашения. Еще полгода полугода Рютте пытался найти компромисс между Украиной, ЕС и внутренней оппозицией, упирая на то, что ратификация документа не ущемляет национальных интересов Нидерландов, но является важным шагом для сохранения единства Евросоюза. Однако голландские политики больше озабочены собственным будущим, чем общеевропейским, и не готовы проигнорировать волеизъявление народа.
В сентябре парламент Нидерландов дал главе правительства срок до 1 ноября, чтобы определиться с дальнейшей судьбой соглашения, не забывая при этом об итогах апрельского референдума. Но Рютте так и не удалось убедить оппозиционные партии поддержать данный документ.
Дальнейшая судьба соглашения выглядит довольно туманно. С одной стороны, формально для его официального признания необходима ратификация всех стран ЕС, без исключения. С другой стороны, де-факто соглашение уже начало действовать с 1 января 2016 года на временных основах. И аналитики не берутся предсказывать, какой будет реакция Брюсселя на отказ Нидерландов ратифицировать документ.
По мнению ряда экспертов, эта ситуация может негативно отразиться и на процессе установления безвизового режима между ЕС и Украиной.
Но если соглашение в целом, по мнению многих аналитиков, особой пользы Украине не приносит, то другая новость сулит ей реальные и весьма ощутимые экономические потери. Речь об уступках "Газпрому", на которые готов пойти Евросоюз в отношении немецкого газопровода Opal, являющегося продолжением "Северного потока".
До недавних пор из-за принятого в ЕС пресловутого "Третьего энергопакета", согласно которому в целях обеспечения энергетической безопасности содружества ни одна компания не имеет права использовать мощности трубы более чем на 50%, данная магистраль была недозагружена ровно наполовину, и российская монополия безуспешно пыталась добиться права полностью заполнить ее своим газом. Теперь же она сможет увеличить поставки еще на 30-40%. По данным Reuters, решение, которое позволит "Газпрому" претендовать на этот дополнительный объем, уже почти принято Еврокомиссий. Официально оно должно быть утверждено, опять же, 31 октября. Результатом может стать отказ от использования газотранспортной системы Украины для транзита голубого топлива в ЕС.
Почему же именно сейчас, после нескольких лет упорного сопротивления (Opal был построен в 2011 году), Брюссель вдруг передумал? Как полагают некоторые эксперты, одной из основных причин является ситуация на Украине, которая не успела наполнить свои хранилища газом в объеме, достаточном для безболезненного прохождения грядущей зимы. Положение настолько серьезное, что уже в феврале страна может погрузиться в энергетический кризис, а какие риски это несет для транзита, хорошо известно: в итоге с ощутимым дефицитом топлива может столкнуться Восточная Европа, которая почти полностью зависит от российских поставок газа. Еврокомиссарам, судя по всему, вовсе не хочется отвечать за последствия.
В целом, во всем этом достаточно ясно просматривается общая тенденция: Брюссель больше не может твердой рукой вести европейский корабль по заданному курсу, не оглядываясь на простых матросов. Отдельные страны содружества все громче и настойчивее заявляют о своих национальных интересах, и власти ЕС вынуждены к ним прислушиваться. Особенно сейчас, когда еще так свежа рана, нанесенная Brexit.
Об этом же, в частности, говорит и история с сирийскими санкциями против России, не воплотившаяся в реальность даже в виде каких-либо официальных заявлений и коммюнике, а так и оставшаяся на уровне кулуарных разговоров. Резко против этой идеи высказались многие видные лица европейской политики. Между тем еще год назад введение новых ограничительных мер было бы вполне вероятно, полагают некоторые аналитики.
А демарш Нидерландов по вопросу ассоциации с Украиной запустил цепную реакцию приостановки других потенциальных соглашений, в том числе активно продвигаемого США договора о Трансатлантическом партнерстве в области торговли и инвестиций (TTIP).