Уходящая администрация США напоследок пытается "прогнуть" Москву на сделку по Сирии. Как пишет Washington Post со ссылкой на представителей Госдепа, госсекретарь Джон Керри "прилагает неистовые и даже невообразимые дипломатические усилия, чтобы достичь соглашения с РФ по завершению осады Алеппо". На активизацию процесса по инициативе американской стороны указывают и телефонные переговоры Керри с российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым дважды в неделю, и недавняя встреча дипломатов "на полях" саммита АТЭС в Перу.
Бойцы армии САР в освобожденном участке Алеппо 28 ноября. Фото: twitter.com/MmaGreen
Керри опасается, что избранный президент США Дональд Трамп, вступив в должность, достигнет с Москвой совсем иного соглашения и вообще переметнется на сторону лидера САР Башара Асада, пишет Washington Post.
Со своей стороны, российские эксперты неоднократно указывали на высокую вероятность такого развития событий. По словам доцента Института стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова Дмитрия Жантиева, консенсус РФ и США по Сирии при Трампе вполне возможен. "Я полагаю, что перспективы такого делового взаимодействия между Москвой и Вашингтоном есть и их становится больше при Дональде Трампе, просто потому, что он свободен от той либеральной риторики по продвижению демократии, заложником которой становится администрация Вашингтона. Он в эти игры не играет и правильно делает", - цитирует эксперта РИА "Новости".
Немаловажна, по его словам, и независимость США от энергетических поставок углеводородов с Ближнего Востока. "Им (США) это не интересно, они расширяют добычу (нефти) у себя, расширяют экспорт. Им главное, чтобы мировой оборот нефти и газа номинировался в долларах США. Это важнейший фактор мирового диктата доллара как единственной мировой валюты. При всем остальном им не так интересно, каков будет баланс сил на Ближнем Востоке, и хочется надеяться, что администрация Трампа не будет так заинтересована в поддержании там нестабильности, а значит, потенциал дестабилизации сокращается, усиливаются силы, работающие на стабилизацию", – подчеркивает аналитик.
Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов, в свою очередь, заявил "Утру" о том, что попытки уходящей администрации США гнуть свою политику до последнего (с далеко идущими целями сделать заложником этой политики и Трампа) вряд ли увенчаются успехом. Навязать Трампу систему отношений, целей и приоритетов, которая сложилась в США по сирийскому направлению до него, не получится - у Трампа явно есть свой взгляд на этот вопрос, уверен эксперт.
"Он слишком много сил посвятил критике политики Обамы и Клинтон на Ближнем Востоке, чтобы следовать в их фарватере, и попытается хотя бы для вида предложить и реализовать какую-то собственную комбинацию. Какой она будет – другой вопрос: это может быть комбинация, больше рассчитанная на публичный, репутационный эффект, чем на реальное урегулирование конфликта. Есть высокая вероятность того, что он будет готов к какому-то сценарию совместного подавления ИГИЛ* (запрещенная в РФ организация) и других исламистских группировок на условиях отсрочки политического решения по Асаду. Но, в любом случае, исходя из политической логики, Трамп вынужден будет предлагать новую стратегию по Сирии", - считает Михаил Ремизов.
Все это не очень вписывается в интересы уходящей американской администрации, обремененной обязательствами перед союзниками с Ближнего Востока.
"Судя по всему, действительно существуют обязательства именно этой группы элит перед арабскими союзниками, которые они стремятся защищать. Причем совсем не обязательно это объясняется какими-то частными коррупционными интересами: многие американские стратеги говорят о том, что США в регионе должны опираться на своих союзников – Саудовскую Аравию и Катар, и чем надежнее Штаты проводят линию своих союзников, тем увереннее чувствуют себя в регионе. Обама и Керри уходят, а те силы, в чьих интересах они действовали и старались решать сирийскую ситуацию, остаются и пытаются использовать остаточные возможности этой администрации", - подчеркнул эксперт.
Упомянутые силы – это, прежде всего, арабское лобби в США и та часть элит, которая с ними связана. "Мы видим, что существует глобальная влиятельная часть американской элиты, которая, несмотря ни на что, делала ставку на силы и движения так называемой арабской весны, и старается не мытьем, так катаньем настаивать на своем - даже в ситуации, когда вся эта арабская весна была признана на официальном уровне, с точки зрения американских интересов, не очень удачным проектом. А де-факто сохраняется та же самая политика, с которой ассоциировалась Хиллари Клинтон на посту госсекретаря", - отметил собеседник "Утра".
Таким образом, поскольку сирийская армия воюет в Алеппо с союзниками ближайшего партнера США в регионе (саудитами), что особо никто и не скрывает, за активизацией г-на Керри стоит стремление банально остановить наступление в этом городе. А дальше – создать как можно больше факторов инерции для будущей администрации, чтобы та максимально приняла данности, созданные предшественниками, и действовала в их рамках, полагает аналитик.
Но вот в этом Москве совершенно необязательно подыгрывать американским партнерам – тем более что уходящая американская администрация, безусловно, не может предложить взамен России ничего такого, что не утратит своей актуальности и при Трампе.
США, конечно, могут угрожать России созданием репутации недоговороспособного партнера (точнее, попытаться "прогнуть" Москву этой угрозой, чтобы добиться от Кремля неких уступок в нынешних переговорах) и создать, таким образом, дополнительный негативный фон для российско-американских отношений в целом, а не только для отношений РФ с действующей администрацией США. Но в данном случае лучше мягко и вежливо саботировать такого рода давление, уверен Ремизов.
"Неформальные обязательства действующей администрации США не перейдут на следующую администрацию, и в этом смысле она не может ничего предложить в долгосрочном плане. Тем более Москве совершенно не стоит служить инструментом разрешения внутриамериканских разногласий и противоречий. Искусство дипломатии в данном конкретном случае должно заключаться в том, чтобы, не нарываясь на конфликт, максимально оградить себя от такого давления, никаких обязательств не брать и ничего не обещать", - подытожил эксперт.
* Организация запрещена на территории РФ