С назначением нового госсекретаря Рекса Тиллерсона США попытаются вытеснить Россию из Центральной Азии, заявил доцент факультета мировой политики МГУ Алексей Фененко. По словам эксперта, связи Тиллерсона с нефтегазовым комплексом предполагают, что во внешней политике Штаты будут уделять больше внимания нефтегазовым вопросам, что может стать для России серьезной проблемой на Кавказе и в Средней Азии.
Фото: Global Look
На новом этапе, уверен Фененко, США вернутся к политике Буша и сместят основное внимание с Украины на прорыв к Каспийскому морю. "Это будет активизация американской игры в Грузии, это будут попытки проникнуть в Азербайджан и попытки вытеснить Россию из Центральной Азии, проводя самостоятельную работу с Туркменией, Узбекистаном и, что для нас особенно неприятно, с Казахстаном. Так что нам надо ждать новой попытки игры против ШОС и попытки проникнуть в Среднюю Азию", - отметил Фененко.
В том, что Штаты увеличат свое присутствие в Центральной Азии - в том числе экономическое, не сомневается и директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин. В беседе с "Утром" эксперт отметил, что Центральная Азия - это мягкое подбрюшье Китая, и сильные позиции в этом регионе усиливают и позиции США в отношениях с Пекином.
Фото: Katja Kreder/ Global Look
В то же время винить Трампа в покушении на чужое не стоит: влияние России в Центральной Азии неуклонно снижается на протяжении последних двух десятилетий.
"За последние 20 лет там существенно возросло влияние Китая и Европы. Поэтому процесс эрозии российского влияния в Центральной Азии наблюдался и ранее, но это касалось социально-экономических аспектов, аспектов экономического присутствия. Россия, понимая, что по своему экономическому потенциалу она не способна тягаться с Китаем и Европой, сделала ставку на свое военно-политическое присутствие. Именно поэтому был создан ОДКБ, который показал свою относительную эффективность. Потом было решено, что для дальнейшей интеграции необходимо делать ставку на проекты социально-экономического свойства, и так возникла идея евразийской интеграции, сначала ЕЭС, потом ЕАЭС. Но с самого начала было ясно, что Россия не сможет потянуть этот процесс интеграции в одиночку, потому что слишком велико влияние Китая. Именно поэтому последние года три-четыре Россия продвигает проект сопряжения китайского проекта и евразийской интеграции. Для России задача-максимум состоит в том, чтобы доказать, прежде всего Китаю, равноправность этих проектов, чтобы договариваться с Китаем на равных. В одиночку Россия вообще уже не рассчитывает удерживать в своей орбите влияния эти государства", - подчеркнул аналитик.
Фото: Egmont Strigl/ Global Look
Третий игрок - США - присутствовал там и раньше, но в основном тоже с военно-политической точки зрения своих интересов в Афганистане. Сейчас Штаты более активно переориентируются с трансатлантического на транстихоокеанский регион и начинают рассматривать свою внешнюю политику через призму отношений с Китаем.
Если они договариваются с Россией, то элементом этих договоренностей, этой "большой сделки" будет в том числе и позиция России по Китаю. И то, какие отношения у России и США будут выстраиваться по треку Центральной Азии, будет зависеть от того, договорятся они или не договорятся в отношении российско-китайской политики. От этого будет зависеть и политика США в отношении российского присутствия в Центральной Азии, отмечает Салин. Если России и США удастся заключить "большую сделку", элементом которой будет российско-американское сотрудничество в Азиатско-Тихоокеанском регионе, тогда никаких серьезных столкновений не предвидится. Если не удастся, тогда последует пикировка, в том числе и в Центральной Азии.
Какие отношения у России и США будут выстраиваться по треку Центральной Азии, будет зависеть от того, договорятся они или не договорятся в отношении российско-китайской политики
Рассчитывать на то, что в случае "американского вторжения" лидеры стран Центральной Азии примут "волевое решение" о том, что их связи с РФ приоритетнее отношений с США, не стоит. Например, как следует из внешнеполитической доктрины Узбекистана, Россия - друг, но и Америка не враг. Последовательное развитие и всестороннее укрепление дружественных связей с Россией "отвечают интересам обеих стран и служат укреплению стабильности и безопасности в регионе", говорится в документе, а важными аспектами узбекско-российских отношений признаются "дальнейшее наращивание и диверсификация торгово-экономических связей и инвестиционного сотрудничества, взаимодействие в борьбе с транснациональными угрозами и в вопросах региональной безопасности". При этом в том же документе приоритетное значение во внешней политике Узбекистана отводится "развитию всестороннего взаимовыгодного и конструктивного сотрудничества с США".
Как следует из внешнеполитической доктрины Узбекистана, Россия - друг, но и Америка не враг
Павел Салин также полагает, что центральноазиатские лидеры прежде всего ориентируются на экономические интересы и многовекторную политику, а личностный элемент никакой роли не играет. Поэтому, по его словам, "никаких волевых решений в ущерб экономическим интересам там приниматься не будет".