Власти Украины официально заявили о прекращении транспортного сообщения с территориями самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик. Такое решение было принято на состоявшемся сегодня в Киеве заседании Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины.
Петр Порошенко. Фото: president.gov.ua
Выступая на заседании, Петр Порошенко назвал поведение организаторов самовольной транспортной блокады Донбасса безответственным и антигосударственным. Вместе с тем он указал на ответные шаги властей неподконтрольных территорий, которые ввели внешнее управление на промышленных предприятиях, принадлежащих украинским владельцам. Киев признал, что потерял эти предприятия, с которыми раньше сохранял связь, потому что они платили отчисления в бюджет, в том числе "военный сбор", который шел на финансирование войны с Донбассом. Теперь же отчисления прекратились, а значит, больше нет оснований поддерживать связь с "оккупированными" территориями, сказал глава государства.
"Поэтому сейчас, сегодня, предлагаю Совету национальной безопасности и обороны принять решение о временной полной остановке транспортного - и не только железнодорожного сообщения с оккупированной территорией. Оно будет действовать до тех пор, пока оккупанты не вернут обратно под юрисдикцию Украины украденные украинские производства", - заявил Порошенко.
Исключения власти сделают лишь для гуманитарных грузов от ООН, Международного Красного Креста и других украинских и зарубежных организаций.
Фото: president.gov.ua
Главными целями этих шагов Порошенко назвал "восстановление территориальной целостности Украины политико-дипломатическим путем" и "реинтеграцию неконтролируемых территорий в состав Украинского государства". Каким образом прекращение транспортного сообщения поможет решить эту задачу, глава государства не пояснил. При этом в своем выступлении на заседании СНБО Порошенко признал, что "негативный эффект блокады для всей Украины совершенно очевиден, но кардинально повлиять на оккупантов она не способна" и что "за полтора месяца блокадники не приблизили, а отдалили перспективу возвращения этих районов".
После завершения заседания СНБО его секретарь Александр Турчинов сообщил, что решение "прекратить перемещение грузов через линию соприкосновения" было принято под воздействием "резкой эскалации российской агрессии против Украины, насильственного захвата украинских предприятий, обострения угроз экономической и энергетической безопасности Украины, спровоцированных сознательными действиями террористов". Еще одним поводом стало решение властей РФ признавать документы самопровозглашенных республик. Это, по мнению Турчинова, вредит правам и свободам украинцев и создает угрозу национальной безопасности.
По итогам заседания совета правительству поручили "безотлагательно разработать и ввести план мероприятий по обеспечению безопасного и надежного функционирования топливно-энергетического и металлургического комплекса Украины, проанализировать негативное влияние на экономику и бюджет страны и принять меры по их минимизации".
При этом МВД, СБУ, Нацполиция и Нацгвардия должны немедленно приступить к перекрытию границы. Они также обязаны принять меры для предотвращения вооруженных провокаций на линии соприкосновения и "создать условия для привлечения общественного контроля по выполнению этого решения". Не исключено, что "общественными контролерами" станут те самые радикалы, которые организовали блокаду и которых Петр Порошенко отчитал в резких выражениях.
Введением блокады против территорий, которые Киев все еще считает своими, СНБО не ограничился. По инициативе Порошенко совет попросил закрыть украинские финансовые учреждения, в капитале которых имеется российское участие. Национальному банку Украины и СБУ поручили провести анализ деятельности таких банков "и в течение суток внести соответствующие предложения, в том числе о введении против них санкций".
Украинский президент потребовал от кабинета министров задним числом подумать о возможных экономических последствиях транспортной блокады Донбасса. О том, к каким плачевным для украинской экономики результатам может привести закрытие российских банков, глава государства, похоже, даже не задумывался.
В Донецке решение СНБО, естественно, вызвало негативную реакцию. Подпред ДНР на переговорах в Минске Денис Пушилин заявил, что приостановка транспортного сообщения - "это не только прямое нарушение минских соглашений, а легализация на самом высшем государственном уровне действий радикалов". "То есть это не сумбурные действия маргиналов, а политика государства, граничащая с геноцидом 4 миллионов человек, проживающих в республиках", - сказал чиновник.