В этом году российские моряки ожидали новейший ледокол проекта 22220 "Арктика". С одинаковым успехом он должен передвигается по рекам и Северному Ледовитому океану. Но как сообщил замминистра промышленности и торговли Василий Осьмаков на форуме в Архангельске, срок сдачи корабля перенесен на май 2019 г., передает РИА "Новости" в среду, 29 марта.
Ледокол ЛК-60Я "Арктика". Фото: YouTube
Спутали все карты
Всему виной западные санкции. Изначально на ледокол планировали поставить системы электродвижения фирмы Converteam (General Electrics). А также электротехнику ABB и Siemens. Но европейские компании поставлять это оборудование отказались. Поэтому российские специалисты разработали отечественные аналоги. Как они себя будут вести в суровых арктических условиях, покажут испытания. А они уже вызывают повышенный интерес у мореходов и военных.
Хитрые ледоколы
Дело в том, что своей системой электродвижения, которая накапливает энергию, а затем резко подает ее на двигатели, ледокол сильно напоминает американский эскадренный миноносец Zumwalt, самый продвинутый корабль Пентагона. В будущем ледокол проекта 2220 можно переоборудовать в военный. Это будет судно, способное воевать в любой точке Земного шара. Но пока этот проект в перспективе. Технология осваивается на гражданских ледоколах. В ближайшие годы Россия построит три таких корабля.
По словам Осьмакова, срок сдачи следующего ледокола проекта 22220 "Сибирь" запланирован на ноябрь 2020-го. А через год судостроители планируют спустить на воду третий ледокол этой серии - "Урал".
Но это еще не все. В перспективе строительство ледокола уже следующего проекта ЛК-120 "Лидер". По задумке 200-метровый корабль будет пробивать лед толщиной 4-4,5 метра, ранее недостижимый показатель.
По словам директора Крыловского научного центра, разработавшего ледокол, Михаила Загородникова, "эффект накопления энергии" можно будет использовать на боевых электрических кораблях. Их оборудуют лазерными и электромагнитными системами вооружения.
Дорогая Арктика
О вооружении речь зашла не случайно. Многие международные эксперты предрекают Арктике судьбу Сирии и Ирака. Дело в том, что запасы нефти и газа в этом регионе оцениваются примерно в 90 млрд баррелей. Примерно столько же топлива находится в недрах Западной Сибири.
Нефтяная платформа "Приразломная". Фото: Wikipedia
Сейчас, по данным Минэнерго, Россия добывает в Арктике 93 млн тонн нефти в год. А к 2030 г. добычу планирует увеличить в 3,6 раза.
Конечно, сейчас это далеко не главное российское месторождение. Но в будущем, когда запасы Сибири начнут истощаться, Арктика может сыграть ключевую роль. Неслучайно Россия разрабатывает первую в мире гражданскую атомную подводную лодку. Использовать ее планируется для поиска подземных ископаемых подо льдами Арктики.
Все это понимают и в Вашингтоне. Ведь запасы нефти на Ближнем Востоке и Средней Азии тоже не бесконечны. Всех запасов, по оценкам экспертов, может хватить лет на 50. А дальше начаться спор за Арктику. И намного более ожесточенный, чем сейчас.
Заклятые друзья
Есть и другая причина, по которое освоение Арктики сейчас крайне важно. Контроль Северного морского пути позволит контролировать Атлантику. А здесь Россия со времен холодной войны конкурирует с США. С 90-х годов бывшие советские военные базы пришли в запустение, но с недавних пор Москва начала их восстанавливать. Американцы же начали отправлять своих морских пехотинцев на учения в Норвегию.
Свое военное присутствие в регионе Москва четко обозначила еще в 2014-м, когда батальон российских десантников впервые высадился на остров Котельный. А в мае следующего года Россия развернула в Арктике масштабные военные учения, в которых участвовали 12 тыс. военнослужащих.
Восстановить советское
Уже в 2015 г. Минобороны официально подтвердило, что в Арктике создается шесть военных баз: на островах Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа), Котельный (архипелаг Новосибирские острова), Средний (архипелаг Северная Земля), в поселке Рогачево (Новая Земля) и на островах Шмидта и Врангеля. На базах должны построить аэродромы, военные городки замкнутого цикла и боевые позиции арктических частей и подразделений. А также радиолокационную станцию. Пока построена и полностью сдана в эксплуатацию лишь база на острове Котельный. И на 97% готова база на Земле Франца Иосифа, где расположен аэродром "Нугурское".
"Самодостаточную группировку" войск создать к 2018 г., как это планировалось ранее, уже вряд ли получится. Скорее всего, сроки сдвинут. Но работа в этом направлении ведется. Например, создается специальная арктическая военная техника.
Северные "вертушки"
Как заявил на арктическом форуме в Архангельске глава компании "Вертолеты России" Андрей Богинский, РФ обновит парк вертолетов в Арктике. И прежде всего, речь идет о Ми-8, самом массовом вертолете в мире. В разные годы его использовали как в мирных, так и военных целях. Во время войны в Афганистане "вертушка" Ми-8 стала поистине легендарной. Зачастую летчики даже предпочитали эту машину более современным Ми-24, так как Ми-8 относительно легок, неприхотлив и очень надежен.
Арктический вертолет Ми-8АМТШ-ВА. Фото: YouTube
И неслучайно на Улан-Удэнском авиационном заводе создали новый, арктический транспортно-штурмовой вертолет Ми-8АМТШ-ВА. Он специально разработан для низких температур. Двигатели запускаются даже при минус 60, а кабина оснащена специальной теплоизоляцией.
Кроме того, навигационное оборудование позволяет летать в условиях низкой видимости, в том числе во время полярной ночи или при потере спутникового сигнала. Но главное, его можно использовать для совершенно разных целей. Например, вылететь на поисково-спасательную операцию или доставить десантную группу, перевести раненых. Но стоит поставить на вертолет четыре блока запуска неуправляемых реактивных снарядов (НУРС) Б-8В20А, как арктический Ми-8 превращается в грозное штурмовое оружие. Несколько машин уже передали ВКС и ВМФ России.