С вводом в строй нового туркменского химпредприятия, которое должно было заработать еще в 2015 г., предполагалось производить внутри страны 1,4 млн калийных удобрений ежегодно. Для обеспечения таких объемов требовалось добывать в год более семи миллионов тонн руды, а по некоторым сведениям запасов руды для таких темпов работ хватает более чем на 50 лет. Сказано - сделано.
Гарлыкский ГОК. Фото: сайт "Белгорхимпрома"
Контракт на строительство "под ключ" горно-обогатительного комбината по выпуску калийных удобрений на базе Гарлыкского месторождения калийных солей (Лебапская область Туркмении) был подписан в январе 2010 г. между белорусским госпредприятием "Белгорхимпром" и госконцерном "Туркменхимия". Срок реализации контракта составлял пять лет, сумма оценивалась в один миллиард долларов США.
Начатое с большим энтузиазмом строительство химического флагмана республики белорусскими инженерами, постепенно, ближе к изначально намеченному сроку завершения, начало походить на самый настоящий долгострой советских времен. Первоначальное "выяснение отношений" привело к взаимным претензиям, в результате в 2015 г. Ашхабад долгожданный объект не получил.
Главной причиной сложившейся ситуации являлся слабый потенциал "Белгорхимпрома", низкая организация труда и бесхозяйственность. При этом генеральный подрядчик показал некомпетентность при выборе субподрядчиков из различных стран.
На комбинате немного сократилось по малопонятным причинам рабочее время, однако текущая работа шла своим чередом. Старались местные мастера и инженеры, которые как никто другой были заинтересованы в скорейшем запуске объекта, что стало основной движущей силой успешного завершения работ. Новые рабочие места с нетерпением ожидала не одна сотня местных жителей.
Прошёл год, строительство ГОКа всё никак не набирало обороты.
Тем временем, Белоруссия и Туркмения неожиданно начали обвинять друг друга в невыполнении обязательств. И вот здесь, как выясняется, по данным Europe Insight - Минск изменил свое отношение к проекту. Стала проясняться ситуация с затягиванием строительства, резким падением качества работ.
Туркмены, предъявлявшие в это время претензии белорусам по значительному отставанию от запланированных сроков строительства, о не поставках части оборудования, задержке выплаты зарплат туркменским гражданам, не знали о сомнениях, возникших у их партнёров.
"На самом деле строительство Гарлыкского ГОК для самой Беларуси – это очень странный объект. На него согласились даже не по той причине, что рассчитывали быстро заработать, а потому, что в правительстве сообразили, что за счёт этого проекта можно быстро поднять показатели по экспорту в горнодобывающем секторе, - рассказал источник в министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси. - Но прошло не больше года и уже другие люди сообразили, что мы сами себе создаём мощного конкурента на рынке хлористого калия, да еще под боком у двух крупнейших наших покупателей - Китая и Индии".
Тем временем наступил 2017 год. Сдача комбината намечена на март. Но на какое бы число не было намечено открытие, комбинат будет запущен, а там видно будет, что и как.