Спустя год "Протон-М", наконец, успешно стартовал. Позади целый год кропотливой нервной работы над двигателями, и в каком-то смысле этот старт стал "моментом икс" для российской космической отрасли. Тяжелая "Ангара" пока не готова, с украинскими "Зенитами" ситуация повисла в воздухе. Вот и получается, что до 2020 года у России остались лишь "Протоны" и "Союзы". Следующий старт "Ангары" запланирован только через три года.
Фото: wikipedia.org
Большая, но вредная
"Протон-М" - сама по себе надежная и сравнительно недорогая ракета. Ее запуск обходится примерно в $60 млн. Отправить в космос американские Delta IV и Atlas V - как минимум, в три раза дороже. Исключение составляет лишь Falcon 9, ее запуск даже чуть дешевле.
Но "Протон" может стартовать исключительно с Байконура. А перед Роскосмосом поставлена конкретная задача - перейти на российские космодромы - Плесецк и строящийся Восточный.
И дело даже не в $115 млн аренды, а в том, что России становится все труднее договариваться с Казахстаном. Маршевый двигатель "Протона" РД-276 работает на сверхтоксичном гептиле, и это очень не нравится Астане.
Отработавшие ступени, вместе с остатками ядовитого топлива действительно серьезно загрязняют грунт. Гептил опасен для людей и животных. В 60-х годах, когда разрабатывали ракету, о проблемах экологии думали меньше всего. Но теперь это настоящая проблема.
Без права на ошибку
6 сентября 2007 года ракета "Протон-М" после неудачного запуска упала в 40 км от города Жезказган. Тонны гептила попали в почву, и несмотря на то, что последствия экологической катастрофы удалось быстро ликвидировать, России пришлось заплатить $2,5 млн компенсации Казахстану.
2 июля 2013 года падение "Протона-М" транслировало в прямом эфире российское телевидение. Ракета взорвалась в воздухе вместе с 600 тоннами топлива. Часть гептила попала на Землю, и впоследствии убила экс-главу Роскосмоса Владимира Поповкина. Получив выговор, генерал принял участие в ликвидации аварии без средств защиты и через год скончался от онкологического заболевания. По версии врачей, причиной болезни стали именно пары гептила.
Эти две аварии настроили часть элиты и населения Казахстана против запуска ракет с Байконура. И в первую очередь, "Протонов". Но есть ли альтернатива?
Старый добрый "Союз"
Конечно, есть российская ракета среднего класса на экологически чистом горючем - керосине - "Союз-2-1б". К слову, на нем же работает новая "Ангара".
"Союз-2-1б" можно запускать и с Плесецка, и с Байконура, и даже с космодрома Куру в Южной Америке. Строящийся "Восточный" также подходит для "Союза".
Это одна из самых надежных ракет из когда-либо построенных. Недостаток у нее, пожалуй, только один - полезная нагрузка меньше, чем у "Протона" в три раза. Потому она и среднего класса. Поэтому в коммерческом плане "Протон" значительно выигрывает.
Фото: wikipedia.org
Вторая жизнь Байконура
О том, что Россия продолжит запускать ракеты с Байконура, и в частности, "Протоны", стало ясно в апреле. Президент Владимир Путин, выступая на заседании высшего Евразийского экономического совета заявил о том, что Россия приняла решение продолжить сотрудничество с Казахстаном в космической сфере с использованием Байконура на длительную перспективу.
При этом глава государства подчеркнул, что подразумевается и реализация планов "по совместным пускам, по разработке новых видов ракетной техники".
Вероятно, речь идет о казахстанско-российском проекте "Байтерек", с которого планируется запускать тяжелую "Ангару" и легкую "Сункар". Но после того как стоимость проекта комплекса увеличилась в 7 раз, "Ангару" "перенаправили" на Восточный. А работа над "Сункаром" была приостановлена. Хотя гендиректор РКК "Энергия" Владимир Солнцев и оговорился в интервью РИА "Новости", что "Сункар" в перспективе все же полетит с "Байтерека".
Совместный проект
Для казахов "Байтерек" крайне важен. Ученые и политики страны глубоко переживают, что практически не участвуют в проектах, которые могли бы быть реализованы именно на Байконуре. Ведь это уникальная площадка. Поэтому приток казахстанских инвестиций серьезно бы упростил процесс переговоров с Астаной.
На данный момент можно лишь предположить, что Россия продолжит запускать с Байконура "Протоны", пока постепенно не "созреют" "Ангара" и "Сункар". Пригодились бы на это время и южмашовские "Зениты", тоже летающие на керосине. Однако Москва прекратила закупать ракеты из-за ухудшения отношений с Киевом. А Украина лишилась российских двигателей, без которых "Зениту" не полететь.
Впрочем, в начале июня "Южмаш" сообщил о контракте на поставку 12 ракет "Зенит" для международных проектов "Морской старт" и "Наземный старт" (Байконур). Если завод в Днепре действительно построит эти ракеты, они могли бы стать хорошей заменой. Но в "Роскосмосе" информацию о контракте пока не подтверждают.