"Южмаш" объявил о поставке России ракет для "Морского старта"

Оказавшийся в глубоком кризисе "Южмаш" объявил о поставках 12 ракет "Зенит" для международных проектов. В Москве считают это невозможным без российских двигателей и сильно сомневаются в качестве сборки

Несмотря на разговоры о полном прекращении сотрудничества Роскосмоса с украинским "Южмашем", предприятие неожиданно заявило, что соберет 12 ракет "Зенит" для международных проектов "Морской старт" и "Наземный старт". Контракт, якобы, заключен с компанией S7 Sea Launch.

Ракета "Зенит". Фото: Олег Урусов/ ТАСС

Напомню, площадку в Тихом океане, специально оборудованную для старта носителей "Зенит", приобрела российская компания S7 в сентябре прошлого года. Но из-за ухудшения отношений между Москвой и Киевом закупку носителей в Днепре было решено прекратить. А ракетные двигатели для них на Украину больше не поставлять.

В патовой ситуации оказались и украинский завод, и Роскосмос. На "Южмаше" лишились основного импортера, а в России начали думать, что делать с "Морским стартом", - продавать его, разрабатывать собственный носитель или снова вернуться к "Зенитам".

Пока никакая другая ракета с плавучего космодрома просто не взлетит. Модернизация площадки под старт другой ракеты по затратам соизмерима со строительством нового космодрома. Поэтому решили строить новый носитель. Гендиректор РКК "Энергия" Владимир Солнцев пообещал, что предприятие построит для плавучего космодрома ракету "Сункар". А глава Роскосмоса Игорь Комаров анонсировал, что после 2022 г. с "Морского старта" полетит новая ракета - "Союз-5". Но это в лучшем случае через пять лет, а как быть сейчас?

Логичным был бы вариант возобновить давнее сотрудничество и схему "Украинские ракеты плюс российские двигатели". Ведь от прекращения торговых отношений готовый продукт буквально разорвали на части.

Космодром "Морской старт". Фото: Wikipedia

В качестве примера возьмем ту же ракету Зенит-3SL. По заявлению "Южмаша", на предприятии уже собирают два таких носителя. Первая ступень ракеты оснащена мощнейшим российским РД-171М, вторая - РД-120. Оба - производства НПО "Энергомаш". Разгонный блок сделан РКК "Энергия".

Однако в российской корпорации факт сделки не признают. А эксперты лишь недоумевают: ситуация становится все более запутанной, и окончательного подтверждения информации стоит ожидать только от Роскосмоса. Но пока на сайте российского ведомства про "Зениты" ровным счетом ничего.

Со скептицизмом к заявлению "Южмаша" отнесся член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин, который участвовал во всех летных испытаниях ракеты "Зенит". По его словам, из-за сложного экономического положения, в котором оказался "Южмаш", будет крайне трудно качественно собрать высокотехнологичную ракету.

Хотя, безусловно, от сделки выиграли бы обе стороны. Россия получила бы запас одних из лучших в мире ракет среднего класса, пока новые в процессе разработки. А "Южмаш", наконец оправился бы от экономического нокдауна, в котором оказался из-за политической ситуации.

Выбор читателей