США рискуют схлестнуться с Ираном

Читать в полной версии →
В Белом доме спорят, что делать с Сирией. После победы над запрещенным ИГ*, американцев постараются выдавить с территории Иран и официальный Дамаск, поддерживаемый Москвой

Падение запрещенного "Исламского государства*" (ИГ*, запрещенного в России) не за горами. Курды шаг за шагом подбираются к Ракке, иракский Мосул вот-вот будет взят силами местного спецназа. Но ключевые события происходят сейчас не там, а на юге Сирии, рядом с иракской границей, где разгорается пламя новой войны. США всерьез рискуют ввязаться в конфликт с Сирией и Ираном за территории, которых постепенно лишаются боевики ИГ.

Армия США во время операции на севере Сирии. Фото: Instagram

По сути война уже идет. Напомню, в мае коалиция нанесла беспрецедентные удары по ополченцам-сторонникам Асада. Затем уничтожила сирийский Су-22 и сбила беспилотник иранского производства. Все это звенья одной цепи. Командование США, возглавляемое боевым генералом Джеймсом Мэттисом, дает понять Асаду, что будет защищать оппозицию и "свой порядок" в восточной части Сирии.

Как сообщает Washington Post, ссылаясь на свои источники в Белом Доме, высокопоставленные чиновники США подталкивают Пентагон к созданию аванпостов в Сирии. Это делается для того, чтобы не пустить про-сирийские и про-иранские силы в долину реки Евфрат к югу от Ракки. А также в малонаселенные районы Ирака, где они могут, по мнению американцев, помешать силам коалиции преследовать и уничтожать господствующие там силы террористов ИГ и дадут исламистам возможность перегруппироваться и возобновить боевые действия.

Сторонники идеи активного вмешательства уверяют, что как только антиасадовская оппозиция займет большую часть территории, ситуация в стране стабилизируется. И нынешний президент Сирии постепенно будет оттеснен от власти.

Как известно, мнение Москвы диаметрально противоположно. Как ранее неоднократно заявлял глава российского МИДа Сергей Лавров, приход к власти оппозиции лишь приведет к безвластию в стране, примерно по такому же сценарию, как это произошло в Ливии после свержения Муаммара Каддафи.

Похожей точки зрения придерживается и часть американского истеблишмента, которая считает, что вступая в проитивоборство с  Дамаском и Тегераном, США отвлекутся от кампании против "ИГ" и увязнут в очередной войне.

Сомневаются в успехе затеи и европейские союзники США по коалиции. Они опасаются, что силы оппозиции, которые поставят в авангарде форпостов на юге, дрогнут под ударом правительственных сил или иранских войск. И Пентагону придется вводить дополнительный контингент.

Бойцы Демократических сил Сирии. Фото: John Moore/ Global Look

На это сторонники идеи форпостов парируют, что можно обойтись небольшими группами десантных групп, вроде тех, которые были использованы против немцев на севере Африки во время Второй Мировой войны.

Пока в Белом доме спорят, в Пентагоне лишь ждут приказа. Как заявил председатель объединенного комитета начальников штабов Джозеф Данфорд младший, Ракка, и Мосул - это тактические цели.

"Взятие этих городов не будет означать конец боя. Я думаю, мы должны быть готовы к долгой битве", - подчеркнул генерал.

И Данфорд абсолютно прав. Столкновение с иранскими войсками практически неизбежны. Ведь интересы Тегерана в Сирии очевидны. На протяжении десятилетий Дамаск является его стратегическим партнером. Страны считают друг друга братскими. А самое главное, Сирия и Иран едины в противостоянии США, Израилю и Саудовской Аравии на Ближнем Востоке.

Иранское руководство даже сформулировало концепцию "цепи сопротивления", которая состоит из Ливана, Сирии, Ирака и Йемена. Еще в 2015 году советник по международным вопросам Духовного лидера Исламской революции в Иране Акбар Велаяти прямо заявил, что в оси сопротивления Сирия является "золотым звеном", и Тегеран не допустит ее ослабления. Поэтому в Сирии на стороне Асада воюет Корпус стражей исламской революции (КСИР). И в ноябре даже потерял своего командира - бригадного генерала Хосейна Хамедани.

Всего, по экспертным оценкам, в Сирии воюет до 20 тыс. военных ополченцев, среди которых иракцы, пакистанцы, афганцы, иранцы; 6 тыс. бойцов "Хезболлы", которую в США и Израиле считают террористической организацией и до 2,5 тысяч иранских военных советников.

С этими силами и предстоит иметь дело американцам в Сирии и Ираке. Кроме того, Россия продолжит поддерживать официальный Дамаск, добиваясь проведения президентских выборов. Но в условиях войны это очень отдаленная перспектива.

А сейчас многое будет зависеть от того, чье лобби окажется в Белом доме сильнее. 

* Организация запрещена на территории РФ

Андрей ШЕРЫХАНОВ |
Выбор читателей