С будущего года в России могут подорожать иномарки и автомобили отечественного производства. Это произойдет из-за повышения на 15% утилизационного сбора на колесные и самоходные транспортные средства. Такая мера содержится в проекте бюджета на 2018-2020 годы. Казне индексация сбора дополнительно принесет более 28 млрд руб. в год.
Фото: Юрий Смитюк/ТАСС
Утилизационный сбор в России ввели в 2012 г. одновременно со вступлением нашей страны в ВТО и снижением ввозных пошлин на автомобили. В пояснительной записке к проекту бюджета отмечается, что в 2018 г. сбор вырастет до 223,4 млрд руб. (прибавка составит 58,4 млрд руб.), в 2019-м он составит 259,8 млрд руб., в 2020-м - 267,9 млрд рублей. Отчисления в казну увеличатся не только из-за индексации, но и по причине ожидаемого роста производства и импорта транспортных средств. Кроме того, с 2019 г. в России начнут взимать сбор на средства производства тяжелого и энергетического машиностроения, передают "Ведомости".
Проект главного финансового документа страны, подготовленный Министерством финансов РФ, был в целом одобрен правительством 18 сентября, сообщает ТАСС. До завтрашнего дня, 22 сентября, Минэкономразвития и Минфин должны доработать проект для последующего внесения в Госдуму. Таким образом, меру о повышении отчислений на утилизацию едва ли вычеркнут из документа в условиях, когда бюджет остро нуждается в поступлениях.
Сейчас размер утилизационного сбора за новую легковую машину с двигателем объемом от 1 до 2 л составляет 44,2 тыс. руб., для двигателя от 2 до 3 л - 84,4 тыс. рублей. Сбор для тяжелых грузовиков составляет свыше 400 тыс. рублей. Эта цифра включается в конечную стоимость. Сборы должны платить и отечественные, и импортные автопроизводители, но для российских заводов действует субсидия, сопоставимая с размером сборов.
На АвтоВАЗе журналистам заявили, что в курсе планов о повышении утилизационного сбора и готовы работать в новых условиях. Другие концерны ожидаемое нововведение не прокомментировали.
Участники авторынка говорят, что если субсидирование сохранится, то цены на новинки отечественного автопрома вырасти не должны даже при росте утилизационного сбора. Подорожают лишь иномарки и те машины, которые выпускаются в РФ без соглашений о промсборке.
Индексация, по мнению одних экспертов, еще больше обвалит импорт автомобилей, который и так за 2012-2016 гг. упал почти в пять раз из-за развития локального производства, ослабления рубля и сокращения продаж автомобилей. Повышение сборов отчасти направлено именно на защиту интересов российских производителей: ВТО потребовала очередного снижения ввозных пошлин, и наши заводы забеспокоились.
Другие же специалисты предполагают, что в 2018 г. импорт оттолкнется от дна и начнет расти, невзирая на 15%-ю индексацию. Дело в том, что потребители постепенно привыкнут к новым повысившимся ценам. Однако такое возможно только в том случае, если курс национальной валюты будет стабильным.
Мизерный шанс на то, что утилизационный сбор повышать не будут, оставляет позиция Минэкономразвития. Ведомство выступает против индексации, считая ее размеры необоснованными и не подтвержденными расчетами. В министерстве готовы обсуждать эту меру только после того, как будет предоставлено финансово-экономическое обоснование. Эксперты также отмечают, что утилизационный сбор - не такой уж большой источник дохода. И Минфин может им поступиться или снизить размер индексации ради укрепления позиций по более важным вопросам, например, о повышении акцизов.