Молодые люди предпочитают не делать накопления, а тратить все заработанные деньги на впечатления. Подобная поведенческая модель заключает в себе риски для существующей пенсионной системы. К такому выводу пришел Банк России.
Регулятор оценил траты, которые совершает "поколение Y" – люди, родившиеся в 1980-2000 годах. Молодежь пока что не требует радикальных перемен в содержании финансовых услуг, но в перспективе привычка тратить все заработанное может привести к негативным последствиям, говорится в документе "Основные направления финансового рынка Российской Федерации на период 2019-2021 годов".
Если раньше действовал механизм межпоколенческого трансфера, то сейчас молодое поколение достаточно активно копит деньги, однако большинство его представителей склонно к вложению полученных "свободных денежных средств в получение качественных впечатлений, по своей мотивации не всегда ориентированных на перспективу".
Технологический прогресс и повсеместное проникновение интернета дали толчок экономике совместного пользования – так называемой уберизации. Такая модель потребления, основанная на совместном доступе к чему-либо, в перспективе может привести к отказу от потребности иметь предметы в собственности.
В документе отмечается, что в современных реалиях "конечную ценность для потребителя в большинстве случаев несет именно пользование, а не владение". Правда, "модель потребления, основанная на совместном доступе к сервису, в России находится на ранней стадии формирования", указывают эксперты.
Для экономики это не очень хорошо, поскольку такая модель оказывает негативное влияние "на баланс сбережений и стратегии их накопления населением". В конечном счете пострадают и пенсионные накопления: поведение молодежи "может подорвать устойчивость существующей модели пенсионной системы".
Регулятору кажется, что данный подход к жизни "нерационален". Его могут использовать в недобросовестных целях нечистые на руку дельцы. Среди россиян "выявлено 14,4% носителей авантюрного финансового поведения", а 11,5% доверчивы к мошенникам, предупредили в Центробанке.
Чтобы побороть негативные тенденции, Центробанк планирует создать "дружественную среду" для взаимодействия с миллениалами, а также отдельно работать с "поведенческой иррациональностью" молодых клиентов, говорится в докладе.