В ближайшие десятилетия авиасообщение столкнется с небывалым ростом турбулентности - самолеты будут попадать в "болтанку" в три раза чаще. Для пассажиров это означает повышенный риск получения травмы, а также необходимость пристегиваться не только во время взлета и посадки. Ученые британского Университета Рединга, о результатах исследований которых пишет The Telegraph, прогнозируют, что к 2050 г. риск получить травму из-за турбулентности во время перелета утроится.
На трансатлантических рейсах случаи сильной турбулентности будут происходить на 180% чаще, на европейских рейсах - на 160%.
По словам профессора Пола Уильямса, возглавляющего исследования атмосферы, воздушная турбулентность растет по всему земному шару в любое время года и на любых высотах. Проблема будет усугубляться, потому что климат меняется, считает ученый.
Из-за глобального потепления увеличивается вероятность возникновения так называемой турбулентности ясного неба, невидимой для радаров. Это происходит из-за нестабильного поведения ветра на больших высотах и появления большего количества "карманов" с турбулентным воздухом.
Сильная турбулентность не является угрозой для самого самолета, однако для тех, кто находится на борту, она чревата травмами. По информации The Telegraph, в июне 2017 г. на рейсе China Eastern Airlines, следовавшем из Парижа в Юго-Западный Китай, из-за турбулентности получили ранения 20 пассажиров - в основном это были переломы и ушибы головы. Ежегодно в мире фиксируется несколько сотен пострадавших от турбулентности пассажиров, причем их количество явно занижено - эксперты считают, что незначительных травм больше, просто не все они попадают в отчеты авиакомпаний.
Чтобы снизить такой травматизм, необходимо уметь предупреждать турбулентность. Экипаж лайнера тогда своевременно смог бы обеспечить использование ремней для пассажиров. Однако пока в вопросе опознавания опасных потоков воздуха инженерная мысль не сильно продвинулась, Недавно Boeing объявил о начале испытаний новой лазерной технологии обнаружения турбулентности ясного неба, однако она не даст значительной форы по времени для лайнера. На крейсерской скорости 550 миль оповещение о турбулентности поступит лишь за 60 секунд до ее наступления.
Если люди не научатся прогнозировать очаги турбулентности, то пассажирам придется летать постоянно пристегнутыми, считает профессор Уильямс.