Продажу билетов в плацкарт приостановили

Читать в полной версии →
РЖД приняли решение по самым демократичным перевозкам в интересах пассажиров

Билеты в плацкартные и общие вагоны на 2018 г. исчезли из железнодорожных касс. Это сделано для того, чтобы пассажиры не переплачивали за поездку, покупая проездной документ заранее. 

Решение приостановить продажу билетов более чем за 45 суток принято в связи с новой инициативой Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Если в прежние годы она решала индексировать стоимость проезда в эконом-сегменте на уровень инфляции (в 2018 г. на основе прогноза по инфляции повышение должно было составить 3,9%), то теперь тарифы предлагается снизить на 10% по отношению к 2017 году.

Из-за этого получилось, что люди, купившие билеты в плацкарт на начало 2018 г. за 60 суток, пока РЖД не приостановили продажи, приобрели их дороже, чем они будут стоить по тарифу, который предлагает ФАС. Ранее пассажиры, наоборот, выигрывали в цене, покупая билеты заранее, сообщает "Российская газета".

Продажи возобновятся, только когда будет окончательное решение ФАС по тарифам на перевозку в плацкартных и общих вагонах на будущий год. Оно ожидается на следующей неделе. После возобновления продаж спрос на перевозки в новогодние каникулы будет удовлетворен в полном объеме, обещают в РЖД. Пока же на будущий год можно приобрести только билеты в купе и спальные вагоны.

В случае если назначенные тарифы будут отличаться от ранее установленных (то есть получится, что люди, уже купившие билет, заплатили дороже), пассажирам будет компенсирована разница в стоимости или предложен возврат без штрафных санкций. О механизмах компенсации и возврата будет объявлено позднее, сообщили в РЖД.

Между тем антимонопольщики не видят препятствий для продажи билетов. "Вся нормативная база существует. В отсутствие решений об индексации тарифов на 2018 год компании-перевозчики должны руководствоваться действующими приказами", - заявили в ведомстве. Представители ФАС предупредили, что компании грозят оборотный штраф и дисквалификация руководителя, если она до 16 ноября не возобновит продажу билетов в плацкартные и общие вагоны.

Стоимость билетов на поезда ФАС предложила снизить, ориентируясь на авиарынок, где цены упали в этом году на 10%. Однако на авиарынке нет регулируемых тарифов, там действуют другие законы ценообразования. И стоимость авиабилета в среднем по году топчется на месте, просто летом она выше, к ноябрю резко падает, а на Новый год вновь подрастает, говорят эксперты.

В Министерстве транспорта РФ заявляют, что стоимость билетов в плацкарт снизится на 10% лишь в том случае, если будет найден механизм, который позволит компании не уйти в убыток. Ранее действовала модель перекрестного субсидирования, когда прибыль от грузовых перевозок направлялась на закрытие убытков, полученных при перевозке пассажиров. Но правительство приняло решение от нее отказаться. И теперь необходимо сформировать такую модель, при которой пассажирские перевозки не будут убыточными и при этом цена на билеты не станет заоблачной. Специалисты опасаются, что навязанную ФАС низкую стоимость плацкарта и общих вагонов перевозчик компенсирует за счет боле высоких цен на билеты в купе и СВ.

Между тем пассажиропоток на железных дорогах стабильно растет. По данным РЖД, в октябре этого года компания перевезла 97,85 миллиона пассажиров, что на 3,9% больше, чем было в октябре 2016 года. Из них в пригородном сообщении отправлено 89,96 миллиона пассажиров (+3,8%), в перевозках дальнего следования - 7,9 миллиона (+5%).

Андрей ФИЛАТОВ |
Выбор читателей