В то время как Москва позиционирует Су-35С как наиболее совершенный в рядах ВКС РФ, с чем Запад уважительно соглашается, основной парк российских истребителей составляют вовсе не эти машины.
По данным Международного института стратегических исследований (IISS), которые приводит The National Interest, российские военные эксплуатируют 220 "бывалых" Су-27 и Су-30, в то время как новейших Су-35С на боевом дежурстве порядка 70, то ест в три раза меньше.
Американские военные эксперты решили разобраться, насколько эффективен истребительный парк ВКС РФ и разложили по полочкам все модификации "двадцать седьмых" и "тридцатых".
Согласно статистике IISS у России осталось порядка полсотни классических "Фланкеров" Су-27. Фактически речь идет о Су-27С, который был принят на вооружение в 1985 году. Кроме того, в составе ВКС РФ числятся десять Су-27УБ, то есть двухместных "двадцать седьмых".
Как считают авторы NI, эти истребители не конкурентоспособны, так как оснащены "древним радаром". Су-27С может запускать ракеты "воздух-воздух" Р-27 с полуактивной самонаводящейся головкой. Для этого нос самолета должен быть направлен на цель в течение всего времени, когда ракета находится в полете. Очень старая технология. Более новая Р-27ЭР расширяет возможности истребителя благодаря радиусу до 90 км, однако и это ракета не годится для современного формата воздушного боя с использованием самонаводящихся ракет с активным радаром.
Су-27С будут эффективны только в ближнем бою с применением ближних ракет Р-73. Однако американцы давно создали более эффективные ракеты AIM-9X и Joint Cilting System (JHMCS), которые позволяют вести огонь с больших углов, нежели с Су-27С.
Что касается наземных ударов, то Су-27С может использовать только неуправляемое оружие. Поэтому в рядах ВКС РФ Су-27С обозначен как чисто истребитель, в то время как более поздние "Фланкеры" указаны как многоцелевые.
Одним из таких является Су-27СМ. Всего в парке ВКС РФ 47 этих достаточно современных истребителей. Данную модернизацию завершили в 2003 году. Самолету обновили авионику, навигацию, а также систему управления вооружением. Истребитель получил возможность использовать противокорабельныке ракеты Х-31А, бомбы с лазерным наведением, Х-29 и самонаводящиеся Р-77. Кроме того, Су-27СМ обновил двигатели. Этот самолет уже намного более опасен для ВВС США, во многом, из-за Р-77.
Но еще лучше у русских получился С-37СМ3. На боевом дежурстве ВКС РФ находятся 14 таких машин. Самолеты созданы на базе экспортных Су-27К, которые предназначались Китаю. У этих истребителей более мощные двигатели, укреплен планер и установлены радары "Ирбис-Е", которые также используются на Су-35С. Число узлов подвесок вооружения выросло до 12, что позволяет брать под крыло на 3 тонны бомб и ракет больше, чем Су-27С.
В кабине Су-27СМ3 четыре многофункциональных дисплея, в отличие от Су-27С с его "циферблатами". Самолет обладает современными средствами связи.
Похожи на Су-27СМ3 двухместные Су-30М2 и Су-30СМ. У этих машин улучшены двигатели и повышенная маневренность по сравнению с "двадцать седьмыми". Узлов подвесок вооружения столько же – 12. Однако у истребителя нет радара "Ирбис-Е", и в этом самолет проигрывает "экспортному" Су-27СМ3.
NI называет последний чуть ли не лучшим "Фланкером", который может составить конкуренцию даже Су-35С, который стоит намного дороже. Су-30 лучше подходят для ракетно-бомбовых ударов, потому что функции распределены между двумя летчиками. А вот старые Су-27С, которые составляют половину парка истребителей "сушек" сильно устарели, но Минобороны РФ планирует заменить их новыми Су-35С и Су-57.
В результате получается, что на данный момент России не хватает современных истребителей. Для сравнения у США только F-22 около 190 штук, не говоря уже о модернизированных F-16 и F/A-18 Superhornet и готовящемуся пополнению F-35. Если Москва в ближайшие несколько лет не обновит свой парк истребителей и не введет в эксплуатацию Су-57, она может сильно проиграть.