Современный, напичканный под завязку новейшими системами поиска и отслеживания морских и воздушных целей, фрегат ВМС Норвегии "Хельге Ингстад" сегодня утром столкнулся с греческим нефтяным танкером "ТС Сола" в районе норвежского порта Берген. Позже в четверг выяснилось, что натовские викинги шли с выключенным транспондером, о чем свидетельствуют данные международной Системы автоматической идентификации судов AIS.
В результате гигантский танкер, который перевозил 62,5 тыс. т нефти, не видел фрегат на навигационных приборах. Более того, норвежцы двигались наперерез курсу греков. Злая усмешка судьбы: сразу после столкновения на военном корабле включился транспондер, зафиксировав его точное положение на море, пишет "Интерфакс".
Печальный итог для боевого флота скандинавского государства – от удара носовой частью танкера на фрегате по правой стороне корпуса образовалась пробоина длиной более 10 метров.
ЧП произошло в 04:03 утра (06:03 мск), когда оснащенный системой ПРО "Иджис" "Хельге Ингстад" возвращался на базу с крупномасштабных учений НАТО Trident Juncture 2018. Как отмечает "Царьград", судно после столкновения потеряло управление, после чего начало дрейфовать к берегу. Командир фрегата сразу же пытался посадить его на мель, чтобы спасти от затопления.
Однако норвежские спасатели считают, что в ближайшее время корабль может затонуть, поскольку уж больно велика пробоина, куда поступает больше воды, чем ее удается откачивать.
"У нас практически нет контроля над поступлением воды", – констатируют в службе.
Судя по фотографиям из интернета, сейчас судно практически легло на правый борт и значительная часть корпуса уже находится под водой. Также из треснувшего бака с вертолетным топливом на фрегате зафиксирована утечка – 10 тыс. л топлива уже за бортом, указывает издание "Подмосковье сегодня".
Что касается экипажа "Хельге Ингстад", то он весь эвакуирован. Из 127 моряков травмы получили 8 человек. Танкер почти не пострадал, как и 23 члена экипажа, утечки нефти не обнаружено.
Как сообщает NRC Handelsblad, норвежские власти начали расследование причин столкновения. Кому-то же надо ответить, кто сгубил такой дорогущий фрегат, стоимость которого оценивается в $650 миллионов.
По мнению экспертов, греческий танкер не смог бы быстро изменить курс, даже если бы его команда визуально заметила приближающийся боевой корабль, а вот тот, при работающем транспондере и при выполнении устава, легко мог бы избежать столкновения.