Журнал The National Interest провел собственное расследование авиаудара израильских ВВС по сирийским целям 13 апреля этого года.
Как сообщили российские СМИ, в основном со ссылкой на государственное сирийское агентство САНА, местные силы ПВО перехватили ракеты в районе города Масьяф. В результате ударов якобы пострадали только несколько сирийских военных.
Однако, по данным NI, израильские F-16 поразили три объекта, а сирийские ПВО отработали "впустую". В результате были поражены учебная база "Академия", а также хранилище ракет класса "земля – земля", расположенное рядом с городской больницей.
Позже агенство Al-Masdar опубликовало фото уничтоженной пусковой установки М-600. По данным СМИ, это лицензионная версия иранской Fateh-110, которую Тегеран использует для нанесения ударов по целям в Сирии, Ираке и Израиле с 2017 года.
Наконец, третьей целью, которой F-16 уделили больше всего внимания, стал завод по производству ракет, принадлежащий Сирийскому научно-исследовательскому центру.
По информации The National Interest, он занимается закупкой зарубежного санкционного химического оружия и технологий для производства баллистических ракет. Как видео на фотографиях со спутников, к заводу примыкали два здания, в которых предположительно размещались сирийские и иранские военные.
Три четверти строений завода превратились в руины. Как полагают независимые наблюдатели, пострадало минимум 17-20 человек, а не несколько, как сообщали государственные СМИ Сирии. Возможно, были и погибшие.
Более того, по версии израильского портала Debkafile, который ссылается на источники в разведке, в ходе авиаудара могли быть ранены или даже убиты специалисты из Ирана, КНДР и Белоруссии. Якобы северокорейские инженеры помогали сирийцам производить твердое топливо для ракет, которое позволяет запускать их намного быстрее, чем на жидком.
Еще интереснее версия с белорусами. Якобы сирийцы пользовались услугами "Белвнешпромсервиса", который находится под санкциями США. Однако в любом случае официально эта информация не подтверждена.
Западные военные эксперты уверяют, что Сирия уже давно пользуется услугами иранских и северокорейских инженеров и специалистов, чтобы обойти международные санкции.
В июле 2007 г. на секретном объекте "Аль-Сафир" в Сирии якобы взорвалась ракета, начиненная боевым отравляющим веществом. В результате погибли более 40 человек, включая специалистов из Северной Кореи и Ирана. NI допускает, что это тоже могло быть делом рук израильских спецслужб. Через два месяца самолеты ВВС Израиля нанесли удар по ядерному реактору, который строился в Дейр-эз-Зоре, при этом сообщается, что погибли сирийские и северокорейские специалисты.
Израиль начал настоящую охоту за зарубежными инженерами, которые помогали Сирии создавать химическое оружие и баллистические ракеты. Использовалось все, начиная от киллеров на мотоциклах до ракетных ударов. Завод в Масьяфе стали бомбить с 2017 года. В августе 2018 г. погиб главный специалист объекта Азиз Анбар – кто-то подложил бомбу под его автомобиль. Ученый был занят в проекте "Сектор 4", в рамках которого велась работа над установкой более совершенной системы наведения на ракету М-600.
По другой версии, которой придерживается сирийский военный эксперт Мохаммед Салех Альфтайе, на заводе производили неуправляемые артиллерийские ракеты Zelzal-2, разработанные в Иране и обладающие дальностью 200 километров. Впрочем, Альфтайе допускает, что сирийцы ведут работу над М-600, однако в другом, более защищенном месте.
Вблизи Масьяфа развернута та самая С-300ПМУ-2 российского производства, которую Москва привезла в Сирию после потери Ил-20, в которой обвиняет Израиль. И теоретически ракеты 48Н6 могли поразить израильские F-16. В феврале этого года были опубликованы снимки из космоса, на которых видно, что в Масьяфе как минимум три системы С-300 в рабочем состоянии. Но С-300 даже не пыталась сбить ракеты F-16 или самолеты. По целями работали "Торы" и "Панцири".
По версии The National Interest, объяснений может быть два. Сирийские расчеты еще не завершили подготовку (этой версии придерживаются официальные сирийские СМИ), и вторая – Москва и Израиль могли договориться, что пока С-300 не вступает в бой. В обмен на неиспользование этого комплекса Россия могла потребовать предупреждение об ударе за 15 минут, чтобы не пострадали российские военные.
Но, по мнению Альфтайе, С-300 могли не открыть огонь, так как пока система просто не готова, и кроме того, самолеты могли находиться вне зоны поражения, особенно если F-16 использовали Rampage.