Наплевательское отношение российских министров к Белоруссии вывело из себя президента Республики Александра Лукашенко. На пресс-конференции 3 февраля в Минске он предупредил Москву, что если так будет продолжаться и дальше, то белорусы забудут дорогу в Россию.
Фото: сайт президента Белоруссии
Мало Москва ценит Минск. Практически совсем не ценит. И белорусам это не нравится. Еще немного - и обидеться могут, дал понять глава Республики Александр Лукашенко в пятницу во время "Большого разговора с президентом" с представителями общественности, белорусских и зарубежных СМИ.
Со стороны министров наплевательское отношение. Я Путину так и сказал, если так будут относиться, мы к вам больше не поедем
"Со стороны министров наплевательское отношение. Я Путину так и сказал, если так будут относиться, мы к вам больше не поедем", - заявил Лукашенко. Нет, злопыхатели, конечно, рано обрадовались. Лично с президентом России Владимиром Путиным Батька не ссорился, они по-прежнему крепкие друзья. Но вот прочие лица в российской власти доброго отношения белорусов никак не заслуживают. Жаль только Путин этого понять не может, огорчился Лукашенко.
"Когда я что-то говорю Путину - своему другу что-то говорю, мы с ним действительно дружны - он мне говорит: "Не обращай внимания". Потому что там разные существуют силы. К сожалению, они разные и в руководстве страны, некоторые вещи расходятся с мнением и решениями президента. Это никуда не годится", - заявил Лукашенко и привел в пример отказ России поставлять в Белоруссию энергоносители по сниженной стоимости или решение ввести пограничий контроль на российско-белорусской границе после того, как Минск открыл безвизовый въезд на свою территорию для граждан 80 стран.
У нас есть межгосударственные договоры, мы ни одного этого договора не нарушили. Россия пинает их в хвост и в гриву
"У нас есть межгосударственные договоры, мы ни одного этого договора не нарушили. Россия пинает их в хвост и в гриву. По нефти: договорились 24 млн тонн ежегодно поставлять. До 18 млн сократили, до 16 млн сократили вроде бы хотят, а вообще говорят 12 млн будем поставлять. Но вы же подписали, вот, ваша подпись. Договорились о границах, мы еще это обсудим. (…) Но представьте, существуют межгосударственные договоры и соглашения, и один какой-то министр, пусть даже сильный, фсбшник и прочее, одним росчерком пера поставил крест на всех договоренностях, издав свой приказ", - заявил Лукашенко.
Впрочем, за свои права Минск еще поборется. В частности, как сообщил Лукашенко, Белоруссия уже подала в суд на Россию за сокращение поставок нефти
Впрочем, как считает аналитик управляющий партнер юридической компании Heads Consulting Александр Базыкин, "пока что конфликт вокруг поставок нефти находится в острой эмоциональной фазе, и далеко не факт, что действительно перейдет в правовую плоскость и будет завешен в зале суда. Как показывает достаточно долгий опыт российско-белорусских отношений, несмотря на подобные громкие заявления, все конфликты, как правило, заканчиваются во внесудебном порядке, этот случай, на мой взгляд, исключением не станет".
Продолжает Минск отстаивать свое право и на более низкую цену на газ. Дано также поручение возбудить уголовное дело против главы Россельхознадзора Сергея Данкверта, который подписывает распоряжения о запрете поставок в Россию определенных белорусских продуктов.
Чего вы артачитесь? Чего вы блокируете белорусские товары? Я Путину сказал - разберись!
"Все эти Данкверты - люди заинтересованные, у каждого огромная латифундия, они сами являются производителями того или иного продукта или крышуют или где-то работают, или собственниками. Они, конечно, по качеству и цене не могут конкурировать с белорусской продукцией. Теперь вы понимаете, почему устанавливаются вот эти барьеры. Я тоже президенту (Путину) об этом сказал - разберись, - сказал Лукашенко и привел в пример экспорт молока. - Чего вы артачитесь? Чего вы блокируете белорусские товары? Нам же его надо продать, чтобы заплатить вам за нефть и газ, я всегда об этом говорю. Мы на этом не наживаемся. Иди, выдои эту корову по капле, произведи эти сыры и масло и продай, это все непросто", - воззвал Лукашенко к российскому чиновнику.
И все же, несмотря на сплошные пинки и тычки со стороны России, Белоруссия не собирается покидать Евразийский союз, Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и уж тем более Союзное государство. "Это полный вымысел, - прокомментировал он возникшие в последнее время в СМИ слухи. - Заседание совмина Союзного государства, председателем которого я являюсь, должно быть в Москве", - привел доказательства своих слов Лукашенко.
Фото: сайт президента Белоруссии
Вообще же Батька уверен, что "ни один россиянин не поверит никому в России, что белорус, что Лукашенко - враг России, что он чужой, что он на Запад повернулся, или еще что-то - этому не поверят". Поэтому Москва спокойно может оставить идею о создании на территории Белоруссии военной авиабазы - лучше просто передать истребители Минску.
"Говорят, военная база… Да бросьте, кому нужны это 10 самолетов, которые Россия хотела посадить в Бобруйске? Надо воссоздавать, создавать этот аэродром, так уже взлетно-посадочную полосу наполовину разобрали, зачем 10 самолетов, я говорю, вы дайте мне это 20 самолетов, у нас отличные пилоты, у нас отличная школа, вы знаете, что мы не хуже воюем на военных самолетах, вы нам дайте 20 самолетов, мы же единая группировка", - заявил Лукашенко, подчеркнув, что у Белоруссии всегда была и будет "только оборонная позиция".
Впрочем, глава Белоруссии прямо заявил - он не претендует ни на что российское. И нечего его шантажировать. Потому что главное для государства - это независимость, которую он ни на что не променяет.
"Зачем хвататься за живое? Зачем нас брать за горло? Ну, понятно, что без российской нефти мы обойдемся. Нам будет очень трудно. (…) Но свобода, независимость не оценивается никакими деньгами и никакими числами. Это несопоставимо, если на одной чаше независимость, а на другой - российская, иранская, азербайджанская или американская нефть - это несопоставимо. Мы все равно найдем выход. Этого в России, к сожалению, не понимают", - пожаловался Лукашенко.