Младший сын генерального прокурора Игорь Чайка поделился двумя новыми масштабными проектами. Как оказалось, деньгами для бизнесмена запахло в Крыму и Китае.
Фото: Сергей Савостьянов/ ТАСС
На крымском побережье Чайка-младший, как он рассказал RNS, намерен вложиться в гостиничный бизнес. Правда, что будет более выгодным - купить готовую гостиницу, построить новую, да и гостиница это будет или санаторий и в каком формате - all inclusive или ultra all inclusive - будет работать, он еще не решил. Для оценки перспектив наняты консультанты компании "Альянс отель менеджмент". Но бизнесмен убежден, что Крым - "уникальный регион России, в который выгодно инвестировать".
Проект с Поднебесной имеет куда более конкретные очертания. Точнее, он уже в стадии реализации и заключается в том, чтобы накормить китайцев. Под собственным брендом Dakaitaowa Игорь Чайка начал поставлять в Китай российские продукты. Первой ласточкой стала мука с подмосковного мукомольного завода, но лиха беда начало. За ней следом в Поднебесную отправятся мед, шоколад, вафли, готовые завтраки, детское питание, подсолнечное масло - его первая партия будет поставлена уже в марте. Всего, рассказывает Чайка, специально созданная в КНР компания FRC (капитал ее полностью российский) сертифицировала более 300 товарных позиций, в том числе алкоголь, еще около 170 на подходе. Так что ассортимент отечественной продукции "от Чайки", а точнее - от его компании FRC, на столах китайцев может быть весьма разнообразен. Тем более что, по словам бизнесмена, с ним работают уже 12 китайских розничных сетей, в которые входит 4500 магазинов, плюс есть планы по развитию онлайн-площадки. По расчетам сына генпрокурора, уже к маю оборот этой торговли достигнет $5 миллионов.
Нашел Чайка на отечественном рынке и лакомство, которое полюбилось китайцам даже больше, чем российское мороженое, - это торт "Медовик". Но вот незадача - этот продукт имеет ограниченный срок годности, около четырех месяцев. А логистическая цепочка на сегодняшний момент настолько сложна - большую часть товаров в Китай компания FRC поставляет по морю, что, когда торт "доплывает" до магазина, на его реализацию и потребление остается меньше месяца.
Но учитывая, что китайский проект для Игоря Чайки в приоритете, он с партнерами намерен вести переговоры с Минтрансом, РЖД и Российским экспортным центром о том, чтобы для несырьевых экспортеров, работающих с КНР, были разработаны специальные тарифы. Тогда "Медовики" и прочее продовольствие можно будет возить по железной дороге, и это будет занимать не два месяца, а около трех недель, и позволит намного расширить ассортимент экспортируемых товаров.
Вероятно, Чайка найдет аргументы, чтобы убедить железнодорожных начальников, он давно и более чем успешно ведет бизнес с РЖД. В 2013 г. "дочка" созданной им компании за 3 млрд руб. купила у "Российских железных дорог" 50% минус 2 акции крупнейшего в России производителя шпал - "Бетэлтранс", в активе которого был контракт на поставку монополии до 2017 г. продукции на 269 млрд рублей. И все это богатство досталось Чайке с партнерами.
Как безапелляционно заявлял ФБК* Алексея Навального, намекая на конфликт интересов в семействе генпрокурора, Чайка-младший построил свой многомиллиардный бизнес именно на госзаказах.
Да, действительно, связанные с ним компании получили внушительные контракты, финансируемые из бюджета. Одна, имея долгосрочный подряд на 42,67 млрд руб., занимается вывозом мусора из Северного и Восточного округов Москвы. Другая в тех же округах ремонтирует бордюры и ведет дорожные работы. Только в 2015 г. их стоимость составила 1,4 млрд рублей. Третья по госконтракту вела электромонтаж в нескольких городах на юге России и устанавливала декоративное освещение Крымского и Новоспасского мостов, а также улиц в Южном административном округе столицы, зарабатывая на этом десятки миллионов рублей.
При этом те, кто пристально присмотрелись к бизнес-карьере Чайки-младшего, отмечают, что те проекты, которые он проворачивал без опоры на госресурс, у него не пошли. Так, сошло на нет и обувное производство, и производство продуктов-полуфабрикатов.
Надо заметить, что искать потенциал для своего бизнеса около власти Игорь Чайка умеет - в 2014 г. он становится советником губернатора Московской области по вопросам спорта, культуры, туризма и делам молодежи, причем исключительно на общественных началах. И тут пытается выгородить поляну для своего бизнеса - он готов стать озеленителем всего региона, ратует за реализацию проекта "Кольцо парков Подмосковья". Но денег на нее в областном бюджете не нашлось, и энтузиазм г-на Чайки поугас. Он покинул пост около Андрея Воробьева, аргументировав свой уход желанием полностью посвятить себя бизнесу.
На инвестфоруме, проходящем в Сочи, сам сын генпрокурора так очертил границы своего бизнеса: "Мой бизнес - это "Русский экспорт", то есть организация экспорта продуктов из России в Китай, "Т-индустрия", инфраструктурные проекты в Иране, еще одна компания - "Агро-регион", реализующая проекты строительства двух производств (компостный завод и грибоводческое хозяйство) в Зарайском районе Подмосковья". По его словам, других активов у него нет. Правда, Игорь Чайка рассказал, что еще ведет переговоры о вхождении в капитал одной из компаний, работающих в сфере утилизации твердых бытовых отходов, но они не закончены, решения по сделке еще нет.
Так что с господдержкой или без, но предпринимательского азарта Чайке-младшему не занимать. А уж как и с чьей помощью он создает возможности для своего бизнеса, это другой вопрос.
* Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента