Младший сын генпрокурора замахнулся на Крым и Китай

Игорь Чайка, о котором давно известно, что он ворочает миллиардами, анонсировал два новых проекта. Сферы приложения сил бизнесмена поражают разнообразием

Младший сын генерального прокурора Игорь Чайка поделился двумя новыми масштабными проектами. Как оказалось, деньгами для бизнесмена запахло в Крыму и Китае.

Фото: Сергей Савостьянов/ ТАСС 

На крымском побережье Чайка-младший, как он рассказал RNS, намерен вложиться в гостиничный бизнес. Правда, что будет более выгодным - купить готовую гостиницу, построить новую, да и гостиница это будет или санаторий и в каком формате - all inclusive или ultra all inclusive - будет работать, он еще не решил. Для оценки перспектив наняты консультанты компании "Альянс отель менеджмент". Но бизнесмен убежден, что Крым - "уникальный регион России, в который выгодно инвестировать".

Проект с Поднебесной имеет куда более конкретные очертания. Точнее, он уже в стадии реализации и заключается в том, чтобы накормить китайцев. Под собственным брендом Dakaitaowa Игорь Чайка начал поставлять в Китай российские продукты. Первой ласточкой стала мука с подмосковного мукомольного завода, но лиха беда начало. За ней следом в Поднебесную отправятся мед, шоколад, вафли, готовые завтраки, детское питание, подсолнечное масло - его первая партия будет поставлена уже в марте. Всего, рассказывает Чайка, специально созданная в КНР компания FRC (капитал ее полностью российский) сертифицировала более 300 товарных позиций, в том числе алкоголь, еще около 170 на подходе. Так что ассортимент отечественной продукции "от Чайки", а точнее - от его компании FRC, на столах китайцев может быть весьма разнообразен. Тем более что, по словам бизнесмена, с ним работают уже 12 китайских розничных сетей, в которые входит 4500 магазинов, плюс есть планы по развитию онлайн-площадки. По расчетам сына генпрокурора, уже к маю оборот этой торговли достигнет $5 миллионов.

Нашел Чайка на отечественном рынке и лакомство, которое полюбилось китайцам даже больше, чем российское мороженое, - это торт "Медовик". Но вот незадача - этот продукт имеет ограниченный срок годности, около четырех месяцев. А логистическая цепочка на сегодняшний момент настолько сложна - большую часть товаров в Китай компания FRC поставляет по морю, что, когда торт "доплывает" до магазина, на его реализацию и потребление остается меньше месяца.

Но учитывая, что китайский проект для Игоря Чайки в приоритете, он с партнерами намерен вести переговоры с Минтрансом, РЖД и Российским экспортным центром о том, чтобы для несырьевых экспортеров, работающих с КНР, были разработаны специальные тарифы. Тогда "Медовики" и прочее продовольствие можно будет возить по железной дороге, и это будет занимать не два месяца, а около трех недель, и позволит намного расширить ассортимент экспортируемых товаров.

Вероятно, Чайка найдет аргументы, чтобы убедить железнодорожных начальников, он давно и более чем успешно ведет бизнес с РЖД. В 2013 г. "дочка" созданной им компании за 3 млрд руб. купила у "Российских железных дорог" 50% минус 2 акции крупнейшего в России производителя шпал - "Бетэлтранс", в активе которого был контракт на поставку монополии до 2017 г. продукции на 269 млрд рублей. И все это богатство досталось Чайке с партнерами.

Как безапелляционно заявлял ФБК* Алексея Навального, намекая на конфликт интересов в семействе генпрокурора, Чайка-младший построил свой многомиллиардный бизнес именно на госзаказах.

Да, действительно, связанные с ним компании получили внушительные контракты, финансируемые из бюджета. Одна, имея долгосрочный подряд на 42,67 млрд руб., занимается вывозом мусора из Северного и Восточного округов Москвы. Другая в тех же округах ремонтирует бордюры и ведет дорожные работы. Только в 2015 г. их стоимость составила 1,4 млрд рублей. Третья по госконтракту вела электромонтаж в нескольких городах на юге России и устанавливала декоративное освещение Крымского и Новоспасского мостов, а также улиц в Южном административном округе столицы, зарабатывая на этом десятки миллионов рублей.

При этом те, кто пристально присмотрелись к бизнес-карьере Чайки-младшего, отмечают, что те проекты, которые он проворачивал без опоры на госресурс, у него не пошли. Так, сошло на нет и обувное производство, и производство продуктов-полуфабрикатов.  

Надо заметить, что искать потенциал для своего бизнеса около власти Игорь Чайка умеет - в 2014 г. он становится советником губернатора Московской области по вопросам спорта, культуры, туризма и делам молодежи, причем исключительно на общественных началах. И тут пытается выгородить поляну для своего бизнеса - он готов стать озеленителем всего региона, ратует за реализацию проекта "Кольцо парков Подмосковья". Но денег на нее в областном бюджете не нашлось, и энтузиазм г-на Чайки поугас. Он покинул пост около Андрея Воробьева, аргументировав свой уход желанием полностью посвятить себя бизнесу.

На инвестфоруме, проходящем в Сочи, сам сын генпрокурора так очертил границы своего бизнеса: "Мой бизнес - это "Русский экспорт", то есть организация экспорта продуктов из России в Китай, "Т-индустрия", инфраструктурные проекты в Иране, еще одна компания - "Агро-регион", реализующая проекты строительства двух производств (компостный завод и грибоводческое хозяйство) в Зарайском районе Подмосковья". По его словам, других активов у него нет. Правда, Игорь Чайка рассказал, что еще ведет переговоры о вхождении в капитал одной из компаний, работающих в сфере утилизации твердых бытовых отходов, но они не закончены, решения по сделке еще нет.  

Так что с господдержкой или без, но предпринимательского азарта Чайке-младшему не занимать. А уж как и с чьей помощью он создает возможности для своего бизнеса, это другой вопрос.

* Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента

Выбор читателей