Строительство российско-европейского газопровода "Северный поток – 2" разбило Евросоюз на два непримиримых лагеря. Противостояние между ними достигло такого градуса, что впору говорить о возможности начала новой холодной войны не между Западом и Россией, а внутри континентального сообщества.
Стороны бросают друг другу хлесткие обвинения. Польша и страны Балтии (а также выступающая у них на подтанцовке Украина) обвиняют Еврокомиссию и Германию в лоббировании интересов РФ. Германия, Франция, Австрия, Нидерланды и еще ряд стран, которым строительство новой трубы сулит огромные экономические выгоды, требуют от противников проекта не смешивать политику и экономику. А заодно намекают, что Варшава и Киев пляшут под дудку Вашингтона.
Украинские власти еще совсем недавно пренебрежительно отзывались о новом трубопроводе, утверждая, что европейцы ни за что не допустят его строительства. Однако теперь, когда все формальности уже практически улажены, представителям Незалежной остается лишь запугивать европейцев тем, что Россия "поработит" своим газом целый континент.
"Северный поток – 2" является политическим оружием Кремля. Он не нужен с точки зрения развития газового рынка европейского", – говорил недавно коммерческий директор государственной компании "Нафтогаз Украины" Юрий Витренко.
В Киеве оценивают расклад сил в споре сторонников и противников трубопровода не в пользу последних. "В Совете ЕС сторонники этого маршрута транзита российских энергоносителей составляют где-то 65%, тогда как сторонники запрета – 15%", – заявил украинский специалист из Национального института стратегических исследований Геннадий Рябцев. Оставшиеся 20%, по-видимому, так и не определились со своей позицией.
Украинские специалисты убеждены в том, что все это является результатом коммерческого подкупа: Москва, мол, специально предложила выгодные условия ряду стран в обмен на лояльность и готова поставлять им газ в ущерб себе, лишь бы напакостить украинцам.
Европейцы же ясно понимают, что Киев печется не об энергетической независимости ЕС, а о собственном заработке на транзите топлива. Ежегодно Незалежная получает за эти услуги около $3 млрд, и лишаться этой суммы она вовсе не хочет. Однако все меньше стран еврообъединения готовы терпеть убытки и подвергать риску поставки газа, только чтобы сделать приятное Украине.
Пока что "Северному потоку – 2" удалось благополучно избежать дурного влияния единого европейского законодательства (под предлогом борьбы с монополиями Еврокомиссия хотела завернуть проект). Теперь у поляков, прибалтов и украинцев остается последняя надежда на вмешательство президента США Дональда Трампа.
Американцы ранее заявили, что готовы наложить санкции на компании, которые участвуют в проекте строительства газопровода или работают в секторе экспорта российской энергии. В Госдепартаменте США считают, что "Северному потоку – 2" необходимо помешать. Но сделать последний шаг Вашингтон не решается, поскольку это вызовет бурный протест европейских союзников.