Путин взял курс на отказ от доллара

Читать в полной версии →
Россия может отказаться от привязки собственной экономики к американской валюте

Этим может ознаменоваться новый президентский срок Владимира Путина. По крайней мере, сам глава государства на днях заявил о таких намерениях.  

"Я в принципе согласен. Это ведь не просто отрыв от доллара. Речь идет о необходимости повышения нашего экономического суверенитета, и это абсолютно правильно", – сказал он.

В первую очередь, по мнению президента, стоит обратить внимание на продажу за американскую валюту одного из главных экспортных товаров России – нефти.

"Нефть торгуется в долларах на бирже, – пояснил Путин. - И, конечно, мы думаем, что нужно сделать, чтобы освободить себя от этого бремени. И наши партнеры, вводя вот эти все ограничения, ограничения незаконные, нарушая принципы мировой торговли, помогают нам. Потому что весь мир видит, что монополия доллара ненадежна, она опасна для многих регионов".

Также глава государства напомнил, что Россия продолжит диверсифицировать свои золотовалютные резервы, определенно сокращая в них долю американской валюты.

Стоит заметить, что борьба с "монополией доллара" стала в последнее время в мире едва ли не поголовным "развлечением". Более других на этой почве преуспели такие страны, как Венесуэла, чьи отношения с США являются, мягко говоря, напряженными.

Гораздо более тонкую и мотивированную игру против доллара и его статуса глобальной валюты, ведет Китай. В отличие от все той же Венесуэлы, действия которой в отношении доллара не влияют ровным счетом ни на что, у Поднебесной есть рычаги влияния на долларовый мир. Это обусловлено ее собственным весом в мировой экономике, сопоставимым с весом в ней Соединенных Штатов.

Главная цель Китая в игре с американским долларом – получение преимуществ в мировой торговле. Напомним, что, несмотря на многочисленные разногласия, Китай и США являются крупнейшими торговыми партнерами. И когда договариваться "по-партнерски" ему становится трудно или даже невозможно, Пекин пускает в ход угрозы девальвации юаня (курс которого, по мнению США, завышен), избавления от американских активов в своих золотовалютных резервах и даже перевода части своей внешней торговли с доллара на юани.

Некоторое время назад правительство КНР подготовило анализ национальной валюты. В первой части исследования рассматривается эффект от использования валюты в качестве инструмента в торговых переговорах с США, а во второй – последствия обесценивания юаня с целью компенсировать влияние от торгового соглашения, которое ограничивало бы экспорт.

Может ли всеми этими инструментами пользоваться Россия? Очевидно, что нет. Будучи крупнейшим торговым партнером США, играя курсом собственной валюты, Китай способен выбивать нужные ему рыночные условия.

Что же касается России, то ввиду малых объемов российско-американской торговли для нее подобные упражнения совершенно бессмысленны.

Не имеет особого значения и продажа российской нефти (традиционный долларовый товар) за рубли. В этом случае к цене товара добавятся еще и транзакционные издержки, неизбежные при переводе валют стран-покупателей в российские рубли (через доллар). Довольно быстро это приведет к тому, что покупатели найдут других поставщиков, использующих менее сложные и дорогие схемы.

Не менее бесполезна продажа российских нефти и газа за рубли и в том контексте, что экономика России критически зависима от импорта. Какой смысл продавать один из немногих конкурентоспособных товаров за собственную же валюту, чтобы потом снова конвертировать ее в доллары для закупки импортных товаров и услуг.

Реальный валютно-финансовый суверенитет в современном мире возможен лишь для тех стран, которые имеют возможность предлагать широкий спектр собственных востребованных рынком уникальных товаров. Главные экспортные товары России – нефть, газ, металлы и прочее сырье – за редким исключением уникальными не являются. По этой причине отвязка российского экспорта от доллара (рынок нефти исключительно долларовый) невозможна по определению.

Некоторым исключением из этого правила может являться поставка товаров по межправительственным соглашениям (например, российской нефти в Китай). Однако в этом случае продавец товара практически стопроцентно попадает под абсолютный диктат покупателя, от которого он в полной мере зависим.  

Таким образом, единственным способом избавления от привязки к доллару и достижения финансового суверенитета является создание в стране современной экономики, производящей конкурентные товары и услуги. 

Юрий ЛЕВЫКИН |
Выбор читателей