В нашей стране в скором времени появится мост, который опередит только что открытый Крымский по дороговизне и размаху. Он соединит остров Сахалин с материковой частью России. Стоимость каждого километра перехода в несколько раз превысит стоимость аналогичного отрезка на мосту в Крым.
Проектированием моста занимается компания РЖД, передает "КоммерсантЪ". Железнодорожники признали оптимальным вариантом маршрут от станции Селихин в Хабаровском крае до мыса Лазарева, затем переброску моста через наиболее узкое место в Татарском проливе до мыса Погиби, а от него – к станции Ныш на Сахалине. Длина моста составит 6 км, общая протяженность маршрута – 585 километров.
Общая стоимость проекта (с учетом строительства железнодорожных подходов) составит 540,3 млрд рублей. Из них непосредственно на мост собираются потратить 252,8 млрд, остальное уйдет на прокладку железнодорожных путей по территории Сахалина и Хабаровского края. Сверх этой суммы 92,1 млрд руб. уйдет на модернизацию железных дорог на Сахалине, около 100 млрд руб. – на возведение глубоководного терминала в Ильинском, откуда можно будет доставлять уголь поездами.
Проектные работы предполагается провести в 2018-2020 гг., строительство будет осуществляться в 2019-2023 годах. В РЖД подчеркнули, что финансовые параметры строительства являются предварительными, проект находится на стадии проработки.
Если отталкиваться от озвученной железнодорожниками суммы, то стоимость моста на Сахалин в пересчете на километр окажется в 3,5 раза выше, чем у Крымского моста. Его возведение обошлось государству в 228 млрд рублей. Столь высокие затраты объясняются рядом факторов: высокой сейсмичностью, сложными инженерно-геологическими и гидрологическими условиями, труднодоступностью района и его принадлежностью к Крайнему Северу.
Государство требуемую сумму покроет лишь отчасти. По предварительным данным, 100 млрд руб. будет выделено из федерального бюджета, 90 млрд руб. поступит от Фонда развития Дальнего Востока, а еще 60 млрд от Корпорации развития Сахалинской области. Остальную часть средств, по-видимому, составят частные инвестиции.
Эксперты обращают внимание на два обстоятельства. Во-первых, в реальности стоимость моста может вырасти на десятки миллиардов рублей, поскольку пока что в проект РЖД не включены затраты на обеспечение транспортной безопасности и выкуп земли. Во-вторых, существуют определенные сомнения в целесообразности строительства подобного перехода: на дальневосточном острове живет слишком мало людей, а среди туристов этот край не особо популярен.
"Главный вопрос: в Крыму население более 2,5 млн человек, а на Сахалине – до 500 тыс. человек. Актуальным мост может быть, только если продолжат строительство в сторону [японского острова] Хоккайдо", – отметил управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский.
Президент РФ Владимир Путин в ходе открытия Крымского моста заявил, что у него есть "разные мысли" по поводу необходимости возведения Сахалинского моста.
"Здесь есть и инфраструктурная составляющая, есть экономическая, которую надо считать. Потому что, я уверен, вы не можете не знать разные точки зрения на этот счет. Одна из них заключается в том, что необходимого объема грузов для того, чтобы окупить эту стройку, на сегодняшний день нет. Но есть и другая сторона медали, которая заключается в том, что их пока и трудно сосчитать, пока нет этого моста либо тоннеля", – заявил глава государства, добавив, что мост будет иметь и геополитическое значение, а также поможет развитию экономики севера Хабаровского края.