Как минимум еще два года у России не будет нового самолета радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) А-100 "Премьер", в котором так нуждаются летчики. Как ранее заявил глава Минобороны Сергей Шойгу, серийные поставки машины начнутся в 2020-м. Хотя изначально самолет ждали в ВКС РФ еще два года назад.
А-50. Фото: wikipedia.org
Но это еще полбеды. Нужны десятки машин. А ульяновский завод "Авиастар-СП" в год выпускает лишь три самолета Ил-76МД-90А, на базе которых и создаются самолеты ДРЛО. Получается, что к 2020 г. будет собрано лишь шесть самолетов. И не факт, что все они будут иметь на борту радар. Ведь на базе "семьдесят шестого" строятся и транспортники, и топливозаправщики. Рассчитывают на Ил-76 и в МЧС. Тот случай, когда спрос превышает предложение.
Даже несмотря на то, что к 2019 г. "Авиастар-СП" пообещал довести ежегодный выпуск Ил-76МД-90А до 10 самолетов, их все равно не хватит. Как заявил 5 октября этого года на встрече с коллективом завода командующий военно-транспортной авиацией генерал-лейтенант Владимир Бенедиктов, ВКС нуждается в 100-150 новеньких Ил-76. И самолетов ДРЛО нужно около сорока. Причем в ближайшие несколько лет. Вот только практически это нереально. "Авиастар-СП" придется выходить на какой-то запредельный уровень производственных мощностей. Так почему же Минобороны понадобилось столько летающих радаров?
Дело в том, что самолет нужен для радиолокационной поддержки Су-35С, Су-30, МиГ-35, которые не оснащены активной фазированной решеткой, как истребители пятого поколения. Именно новый А-100 будет способен обнаруживать новые классы целей, включая оперативно-тактическую авиацию нового поколения. То есть с помощью самолета ДРЛО у российских самолетов будет намного больше шансов засечь малозаметные F-35, F-22, невидимки B-2 и совсем новые B-21, которые еще только поступят на вооружение ВВС США в 2025 году. Незаменим А-100 и на море, поскольку новые фрегаты НАТО буквально напичканы стелс-технологиями.
EC-130V Hercules AEW. Фото: wikipedia.org
Ситуацию для истребительной авиации могли бы поправить Су-57. Благодаря дорогостоящему радару с активной фазированной решеткой (АФАР) эти самолеты могут сами обнаруживать малозаметные цели. Но их все никак не примут на вооружение. В 2019 г. ВКС РФ получат в лучшем случае 2-3 машины, а не 15-20, как это планировалось ранее.
Е-3 Sentry. Фото: wikipedia.org
Без самолетов ДРЛО война с высокотехнологичным противником, каким, безусловно, являются США, будет очень трудной. Тем более что у Пентагона дело с ними обстоит намного лучше - в США для ВВС и морской авиации создали больше летающих радаров, чем во всех стран мира, вместе взятых.
Самолет ДРЛО ВВС Японии на базе "Боинга 767-200". Фото: wikipedia.org
В настоящее время на вооружении ВВС США состоят около десяти видов самолетов ДРЛО. Это и относительно легкие Е-2С Hawkeye-2000, оборудованные АФАР, и Е-8 Joint Stars на базе "Боинга 707-300". "Восьмерка" удачно была опробована в 1991 г. в Ираке во время операции "Буря в пустыне" и до сих пор находится на вооружении. Есть у американцев и самолет ДРЛО базе "Боинга 767-200". Он способен обнаруживать цели на расстоянии 320 км и сопровождать одновременно 300-400 целей. В автоматическом режиме самолет "работает наводчиком" сразу для 30 истребителей - схожими характеристиками обладает российский А-50.
Е-8 Joint Stars. Фото: wikipedia.org
Но другой самолет ДРЛО США Е-3 Sentry уже ушел вперед. Всего одна машина способна контролировать 300 тыс. кв. км территории. Трех Е-3 Sentry достаточно, чтобы взять под колпак Центральную Европу. Недаром самолет стал основным летающим радаром НАТО. У США свыше 30 таких самолетов, Четыре - у Франции, семь - у Великобритании. Большинство из них прошли модернизацию и восстановительный ремонт. Большое внимание уделено обнаружению малозаметных целей и крылатых ракет. Пентагон готовится противостоять российским "Калибрам" и Су-57. А вот Москве, похоже, ответить пока нечем.
Е-2С Hawkeye-2000. Фото: wikipedia.org
У России меньше двадцати самолетов А-50. Из них только четыре А-50У с новым радиотехническим комплексом, который позволяет обнаруживать малозаметные цели, вроде истребителей F-35. Ситуацию должен был поправить А-100. Но его испытания еще толком не закончились. Комплекс А-100 испытывали в 2016 г., затем весной опробовали на летающей лаборатории. До конца этого года ожидаются очередные испытания. Но уже понятно, что проект забуксовал.
G550 AEW/CAEW Eitam. Фото: wikipedia.org
По предварительным данным, предприятия, работающие над комплексом, столкнулись с недостатком финансирования, поэтому сроки сдвинулись вправо. Это касается не только "Авиастар-СП", но и концерна "Вега", входящего в Ростех, а также Таганрогского авиационного научно-технического комплекса. В этом самолет ДРЛО не одинок. Медленно пробивает себе дорогу в армию Су-57, модернизированный бомбардировщик Ту-160М2, который еще только строится. От ПАК ДА вообще пришлось отказаться - слишком дорого. Большинство новых российских самолетов ждут не раньше 2025 года. Однако к этому времени США могут построить уже другие - более совершенные.