Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Похоже, что об истребителе пятого поколения российские летчики будут мечтать еще как минимум несколько лет. Машин хватает, чтобы показать на шоу, но в авиаполках Су-57 как не было, так и нет.
Вот и бывший глава ВКС РФ, а ныне сенатор Виктор Бондарев в интервью ТАСС сообщил, что в 2019 г. летчики получат лишь две-три машины. А не 15-20, как это планировалось ранее. И это притом, что изначально Минобороны рассчитывало на заветный самолет еще в 2016-м.
Немало вопросов вызывает и новый двигатель для Су-57 "Изделие-30", который стал настоящим мифом среди журналистов и любителей авиации. В конце сентября заместитель министра обороны Юрий Борисов анонсировал полет Су-57 с новым мотором до конца этого года. Однако с тех пор ничего не известно - летал самолет, не летал, проходили ли испытания. А ведь именно с этим двигателем тягой в 19,5 т самолет планируется запустить в массовое производство. С турбореактивным двухконтурным двигателем АЛ-41Ф1, который стоит на прототипах Су-57 самолет не дотягивает до уровня пятого поколения.
МиГ-35. Фото: wikipedia.org
Несколько лучше обстоят дела с истребителем МиГ-35, который с помпой был представлен на авиасалоне МАКС в этом году. По словам Бондарева, до 2020 г. ВКС РФ получат 24 истребителя. Но это совсем немного, особенно если сравнивать с закупками самолетов основного конкурента МиГа - ОКБ "Сухого". Так, на данный момент в ВКС и ВМФ РФ уже более 110 истребителей Су-30. Ожидаются поставки еще 36 "сушек" до конца 2018 года. По мнению некоторых военных экспертов, Минобороны приняло решение закупать МиГ-35, чтобы поддержать ОКБ на плаву, так как самолет, по сути, представляет собой модернизированную версию хорошо известного МиГ-29. А все новейшие и перспективные разработки "Микояна" были похоронены в 90-х гг. прошлого века, включая МиГ-1.44.
Су-35. Фото: wikipedia.org
Поэтому в истребительной авиации Россия сейчас делает ставку на две машины - Су-30 и Су-35С. Оба самолета прошли проверку в Сирии и имеют большой экспортный потенциал. Но по сравнению с американскими F-22 и F-35 это уже устаревшие самолеты, пусть и немного. Хотя российские летчики и уверяют, что наши самолеты практически ни в чем истребителям пятого поколения США не уступают, а в чем-то их даже превосходят.
Другая новинка, которую готовят российские конструкторы, - это новый военно-транспортный самолет Ил-276, который призван заменить украинский Ан-12. Испортившиеся отношения Москвы с Киевом оживили ОКБ имени С.В. Ильюшина, которое уже много лет не проектировало ничего нового. Ил-276 российско-индийский проект, вполне перспективный - у отечественных конструкторов немалый опыт в создании транспортных самолетов. Достаточно вспомнить Ил-76, Ил-78, Ил-96. Но свой первый полет новый "Ильюшин" по плану совершит только в 2023 году. А до этого летчики продолжат летать на Ан-12, хорошем самолете, но 1950-х годов.
Ил-276 (макет). Фото: wikipedia.org
Мечтают о новых самолетах и пилоты стратегических бомбардировщиков. Как известно, Минобороны отказалось, по крайней мере в ближайшей перспективе, от футуристичных ПАК ДА в пользу модернизации уже существующих "Белых лебедей" Ту-160М-2. Летом Виктор Бондарев заявил, что обновленный самолет полетит в марте будущего года. А Юрий Борисов в интервью "Военно-промышленному курьеру" рассказал, как Казанский авиационный завод, где собирают эти самолеты, буквально воскрес после получения заказа. По его словам, загрузка завода в ближайшей перспективе вырастет на порядок и составит 30-40 млрд рублей. Суммы внушительные. Однако пока, кроме хвалебных статей, в российской прессе о самолете, который еще не продемонстрировали экспертам и широкой публике, никакой конкретики нет. Известно лишь, что серийный выпуск Ту-160М-2 начнется в 2023 г., причем Минобороны планирует приобрести около полусотни бомбардировщиков. А учитывая, что темп производства составляет 2-3 машины, выпуск 50 самолетов может растянуться на 20-25 лет. К этому времени США уже будут активно эксплуатировать новый "стелс" B-21 - модернизированный B-2 Spirit. Он будет меньше, еще незаметнее и более маневренный. Покупка самолета уже включена в модернизацию ядерной триады США, которую оценивают в $1,2 триллиона.
Ту-160М. Фото: wikipedia.org
Пока в ВКС РФ могут рассчитывать на 16 "классических" Ту-160, а также "медведей" холодной войны Ту-95. Первые по классу соответствуют американским B1 Lancer, а вторые - "летающим крепостям" B-52. Но США строят новый "стелс", а Россия нет - слишком дорого.
Другая проблема - отсутствие палубных истребителей вертикального взлета и посадки. После распада СССР от них решили отказаться, хотя готовые такие самолеты были, пусть и с рядом недостатков, - Як-38 и Як-141. Машины были приписаны к авианосцу "Адмирал Кузнецов", но были выведены из парка.
Ту-95. Фото: wikipedia.org
США же построили F-35 укороченного взлета и вертикальной посадки. И теперь пилотам не приходится испытывать каждый раз колоссальные перегрузки при взлете и посадке. Самолету не нужна катапульта или трамплин, чтобы взлететь. А сесть он может и вовсе на любой пятачок, хоть баржу. При боевых действиях - огромное преимущество. На авиасалоне МАКС-2017 Юрий Борисов сказал, что в Минобороны обсуждается "воскрешение" самолета вертикального взлета и как раз на базе "Як". Одно больше ничего конкретного он не сказал.
МиГ-29К. Фото: wikipedia.org
Российские морские летчики по-прежнему летают на МиГ-29К и Су-33 - корабельных версиях "двадцать девятого" и "двадцать седьмого". Хорошие самолеты? Да. Современные? Не совсем.
Вот и получается, что больше всего повезло летчикам, пересевшим на новые самолеты "Сухого". Особенно пилотам полюбились Су-35С и бомбардировщик Су-34, получивший прозвище "Утенок" за характерную форму фюзеляжа. У "тридцать четвертого" не только 8 т бомбовой нагрузки - в два раза больше, чем у "двадцать пятого", - и высокая точность бомбометания, но комфортная кабина, в которой пилоты летят словно бизнес-классом.
Российская военная авиация по-прежнему один из поводов для гордости. Однако наметились тревожные тенденции к сокращению финансирования программ. Из-за финансовых трудностей страна вынуждена отказаться от некоторых перспективных проектов. А некоторые с трудом пытается "продавить". Существенную замену авиапарка страны можно ожидать не ранее 2025 года.
Украина настойчиво продолжает усугублять конфликт