Индия вышла из совместного с Россией проекта FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft). Москва и Нью-Дели планировали создать на базе Су-57 первый индийский истребитель пятого поколения. Но теперь, как пишет специализированный портал Jane's 360, 11-летнюю программу могут свернуть из-за "непреодолимых расхождений в технологических и финансовых вопросах".
Индийские военные считают, что самолет не отвечает заявленным требованиям скрытности. А боевая авионика, радары и датчики российского производства не соответствуют стандартам истребителя пятого поколения.
Соглашение о совместном выпуске самолета было подписано еще в 2007 году. В рамках первого этапа программы стоимостью $295 млн был даже разработан дизайн индийского истребителя. Однако затем начались разногласия. Во многом из-за того, что самолет упорно не шел в серию. Плюс на Су-57 было решено поставить двигатель второго этапа "Изделие 30", что еще больше затормозило проект. Его испытания фактически только начались, а первые машины должны поступить в ВКС РФ с АЛ-41Ф1 первого этапа.
Прошлым летом на МАКС-2017 глава Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России Дмитрий Шугаев заявил, что контракт на разработку индийского самолета подготовлен и ожидает одобрения в Нью-Дели. Но этого так и не произошло, а сейчас и вовсе подтвердились самые худшие опасения.
Для России это ощутимый удар еще и потому, что Москва рассматривала партнерство с Индией как один из источников финансирования серийного выпуска самолетов. Похожим образом индусы поддержали производство палубных МиГ-29К, которые в итоге стали производиться и для ВМФ РФ.
Трудности с индийской стороной начались в прошлом году. Сначала ряд СМИ написал о недовольстве индийскими летчиками качеством сборки российских МиГов. А затем онлайн-издание Business Standart сообщило о переговорах американцев с индийской авиастроительной корпорацией (HAL) о совместном производстве 57 истребителей.
США могут перебить у России одного из основных покупателей. Сейчас Индия строит новый авианосец "Викрант", и в тендере на поставку палубных истребителей участвует не только "двадцать девятый", но и французский "Рафаль", а также F/A-18E/F.
Аналогично индийцы могут отказаться от сотрудничества по самолету пятого поколения и начать собирать истребитель, например, на базе американского F-35. Сейчас США очень активно его продвигают, в том числе две корабельные версии.
Впрочем, окончательные выводы делать рано. В перспективе Нью-Дели допускает пересмотр соглашения по FGFA, а также не исключает покупку готовых Су-57, если Россия удовлетворит требования Индии. Все это похоже на торг, но звоночек, безусловно, тревожный. И для Су-57, который и так критикуют как самолет, который никак не доделают, это совершенно ненужная "антиреклама".