Индия может отказаться от МиГ-29К

Американцы могут перебить у нас одного из главных покупателей

Многолетним поставкам российских палубных истребителей в Индию может прийти конец. Boeing уговаривает Дели отказаться от МиГ-29К/КУБ в пользу своих F/A-18E/F. Как сообщает онлайн-издание Business Standart, американцы ведут переговоры с индийской государственной авиастроительной корпорацией (HAL) о совместном производстве 57 истребителей. Если контракт подпишут, МиГ получит серьезный удар, так как машина разрабатывалась специально для ВМС Индии и в какой-то момент стала настоящей "палочкой-выручалочкой" для компании, когда та стала вчистую проигрывать по заказам своему прямому конкуренту "Сухому". Фактически индусы финансировали производство палубного самолета.

Авианосец "Викрамадитья". Фото: wikipedia.org 

Для авианосца "Викрамадитья", переделанного из советского "Адмирала Горшкова", "МиГ" с 2009 г. поставил 45 машин на внушительную сумму $2,2 миллиарда. Но примерно с 2015 г. на российские самолеты со стороны индусов посыпались жалобы: то двигатели барахлят, то деталей не хватает. По данным издания Defense News, местные аудиторы вынесли вердикт: на истребителях опасно не то что воевать - просто летать. А посадка на палубу и вовсе "выглядит как авиакатастрофа", после которой самолет приходится чинить.

В результате индийские военные якобы вообще перестали эксплуатировать МиГ-29К/КУБ, несмотря на то что самолеты по-прежнему прикреплены к "Викрамадитье". Но так ли это на самом деле? Официального подтверждения этой информации нет, а в "МиГе" заняли глухую оборону. В пресс-службе корпорации лишь заявили, что аудиторы "бездоказательно указывают на наличие проблем с двигателями, фюзеляжем и системой управления самолетом". А в компании продолжают совместную работу с индийскими партнерами.

F/A-18E/F. Фото: wikipedia.org 

Мнения экспертов разделись: кто-то признал, что проблемы с двигателями есть, и это плата за независимость от США. Другие посчитали публикации элементом политической игры, ведь авианосец "Викрамадитья" специально создавался под российские истребители, и для того, чтобы принимать другие самолеты, на корабле нужно полностью менять оборудование.

Но дело в том, что Индия строит новый авианосец - "Викрант". И ранее предполагалось, что на нем тоже будут базироваться российские "МиГи". Но теперь все уже не так очевидно.

Как рассказал "Утру" главный редактор журнала "Экcпорт вооружений" Андрей Фролов, в Индии объявлен тендер на поставку палубных истребителей, в котором, кроме "МиГа", участвуют французский "Рафаль" и как раз F/A-18E/F.

"Есть мнение, кто примет самое активное участие в строительстве корабля, тот и продаст истребители. Постройка авианосца и палубных истребителей - это комплексное решение. Американцы могли пообещать индусам ряд технологий, в частности, электромагнитной катапульты. Взамен Дели может согласиться на совместное производство F/A-18E/F. Поэтому шансы у "Боинга" хорошие", - считает эксперт.

Авианосец Vikrant. Фото: wikipedia.org 

Помимо "Викранта" индусы планируют построить еще два аналогичных авианосца. И 57 американских самолетов могут быть предназначены именно для них.

Да, Индия давний покупатель российского оружия. Из последних совместных разработок можно вспомнить противокорабельные ракеты "Брамос", которые обе страны активно продвигают на международных выставках. Однако в последние годы, после того как российский ВПК столкнулся с рядом трудностей из-за санкций, Дели все больше и больше стал поглядывать на Запад, пытаясь найти наиболее выгодные для себя решения.

В ближайшее время, по данным FlotProm, ожидается подписание контракта о поставке Индии двух фрегатов проекта 11356. Однако сделка осложнилась тем, что оба корабля оказались без двигателей, которые производят на украинском "Зоря-Машпроекте". После долгих переговоров индусы решили забрать фрегаты, а турбины закупить у Киева сами. Но окончательного решения по этим кораблям как не было, так и нет. С российскими истребителями ситуация еще более тревожная. 

Выбор читателей