На российско-индийском самолете Дели ставит крест

Фото: wikipedia.org
В Нью-Дели недовольны программой по созданию совместно с Россией истребителя пятого поколения

Совместная программа по созданию новейшего истребителя FGFA на базе Су-57, стоимость которой оценивается в $10 млрд, не отвечает желаемым требованиям, сообщает Defence News со ссылкой на высокопоставленных индийских военных. ВВС страны хотят выйти из проекта. Их упреки касаются требований по малой радиолокационной заметности - она слабее, чем у американских истребителей F-35. Программе необходимы структурные изменения, которые не могут быть обеспечены существующими российским прототипами. 

Кроме того, у будущей российско-индийской машины не предусмотрено модульное обслуживание двигателя, а значит, ремонтировать парк будет дорого и хлопотно. Для устранения поломок самолет придется отправлять аж на завод-изготовитель, сетуют индийцы.

Рособоронэкспорт опровергает информацию о том, что индийцы недовольны совместным проектом. Мол, межправительственное соглашение в силе, работы по созданию самолета идут по согласованным этапам и срокам.

Индийский эксперт Вайджидер Тхакур полагает, что Defence News вводит своих читателей в заблуждение. Во-первых, на FGFA будет установлен новейший двигатель, который надежнее и на 30% легче двигателя, который применяется на Су-57. Соответственно, стоимость его жизненного цикла будет ниже примерно на треть. Во-вторых, у ВВС Индии нет на вооружении F-35, а потому они не могут иметь мнения по сравнительным долгосрочным эксплуатационным расходам российских и американских самолетов, передает "Газета.ру".

Заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко подтверждает, что "реализация программы FGFA встречается с определенными техническими трудностями". Однако это, по его словам, связано исключительно с нехваткой финансирования с индийской стороны, а не со слабостью российских разработок. В этом году ВВС Индии закупили во Франции истребители "Рафаль", и у них попросту не осталось средств на разработку FGFA. Из-за этого Нью-Дели может вообще остаться без машин пятого поколения, и они скорее появятся у ВВС Китая или Пакистана.

Если Нью-Дели выйдет из проекта, Москва активизирует военно-техническое сотрудничество с Исламабадом, который очень в этом заинтересован. Поэтому индийцам не стоит удивляться, если Пакистан получит в свое распоряжение, например, Су-35 или МиГ-35, от которых ВВС Индии отказались в пользу "Рафаля", отмечает Макиенко.

"На мой взгляд, не стоит сильно драматизировать ситуацию, складывающуюся в сфере российско-индийской программы FGFA", - сообщил неназванный высокопоставленный источник в российской авиастроительной отрасли. По его словам, Индия участвует в огромном количестве проектов в сфере военной авиации (и не только в ней), поэтому немудрено, если на что-то у Нью-Дели не хватит ресурсов.

Острые заявления ВВС Индии по программе FGFA вполне можно рассматривать как некую внутреннюю борьбу интересов. За каждой деталью военного самолета в Индии стоит своя группа лоббистов. Так что в этом плане очередной информационный вброс - это, в некотором смысле, нормальное явление, отметил анонимный источник.

Россия и Индия подписали соглашение о совместной разработке истребителя пятого поколения в 2007 году. Документ предполагает производство самолетов по российской технологии на территории Индии. Стартовым заказчиком FGFA должны стать военно-воздушные силы Индии, а в дальнейшем он будет поставляться третьим странам. Потребность страны в истребителях пятого поколения оценивается в 210 единиц. 

новости партнеров
Загрузка...

Новости партнеров

Загрузка...

Выбор читателей