Немногим более 76 лет назад завершилась одна из самых бездарных военных операций в истории Великой Отечественной войны, когда окрыленное успехом под Москвой советское командование решило отбросить немцев на Запад. Но сильно переоценило свои возможности.
В результате немцы пошли в наступление на Сталинград и на Кавказ, а советские войска потеряли более 266 тысяч человек. При этом потери гитлеровцев были меньше в несколько раз.
По немецким данным, 239 тысяч советских солдат и офицеров оказались в плену, хотя ряд историков полагает, что немцы считали пленными и часть гражданских. Если трагедию под Ржевом называют "ржевской мясорубкой", то эта операция вошла в историю под названием "катастрофа под Харьковом".
Планировать наступление начали немцы еще в марте 1942 г., решив срезать "барвенковский выступ" – плацдарм, который удерживали советские войска. Отсюда, из Барвенкова, можно было начинать наступление на Харьков и Днепропетровск, и немцы во что бы то ни стало хотели выступ вернуть.
Но Красная Армия решила ударить первой, поставив задачу окружить 6-ю армию вермахта в районе Харькова, а затем выйти к Днепру, перерезав все коммуникации немцев, готовящихся наступать на Кавказ. Маршал Тимошенко совершенно справедливо докладывал Сталину, что Гитлеру нужна нефть, поэтому он пойдет дальше на юг. Тимошенко попросил резервы, чтобы ударить по немцам, освободить Донбасс и пресечь дальнейшие попытки фюрера завладеть нефтью СССР.
Немцы перебросили в район боевых действий отборные силы – сформированную 23-танковую дивизию, а также пачку пехотных дивизий, которые впоследствии сгинули под Сталинградом. К сожалению, советское командование не приняло эти дивизии в расчет, поэтому наступление остановилось.
Оно началось 12 мая 1942 года. Но уже через три дня начало захлебываться. По мнению российского историка Алексея Исаева, советское командование, возможно, боялось действовать решительно и не отправляло в бой два танковых корпуса до самого последнего момента.
"Если бы их бросили в бой в самом начале, нервы у немцев могли и не выдержать. Это нам сейчас кажется, что советское командование "тыкалось", как слепые щенки, а немцы холодным разумом рубили их на куски. На самом деле нервы были напряжены у немцев", – рассуждает историк, ссылаясь на дневники немецких военачальников.
В результате немцы выждали и подготовили свое наступление – операцию Fredericus. 1-я танковая армия вермахта ударила 17 мая в тыл наступающим частям Красной Армии. В результате удалось прорвать оборону 9-й армии Южного фронта и к 23 мая отрезать советским войскам пути отхода на восток. Начальник Генштаба Александр Василевский предложил отвести войска, то есть отступить, но Сталин "добро не дал".
Восемнадцатого мая ситуация стала совсем тяжелая. Василевский еще раз предложил отступить, однако Тимошенко и Никита Хрущев, который был членом военного совета, посчитали, что угроза со стороны южной группировки вермахта преувеличена. В результате 23 мая большая часть советской группировки была окружена.
С 25 мая красноармейцы героически пытались выйти из окружения и несли чудовищные потери. Немцы расстреливали из танков, пулеметов при поддержке авиации огромные массы пехоты. В результате из "барвенковской западни" удалось вырваться лишь одной десятой советской группировки. К июню 1942 г. все было кончено. В немецкий плен попали сразу несколько генералов Красной Армии. А оборона советских войск в полосе Южного и Юго-Западного фронтов была кардинально ослаблена.