Транзиту российского газа через Украину – быть. Стороны дали на этот счет совершенно ясный сигнал. Точнее, Киев изначально на этом настаивал. Москва же заявляла, что прекрасно обойдется без украинской ГТС. Все изменилось после беседы президента РФ Владимира Путина и канцлера ФРГ Ангелы Меркель на этой неделе. После звонка канцлер объявила, что Берлин поддерживает идею сохранения транзита газа через Украину. И тут же вице-председатель Еврокомиссии Марош Шефчович и министр энергетики РФ Александр Новак созвонились и договорились провести личные консультации по поводу путей поставки голубого топлива в Европу.
Таким образом, принципиальные позиции обозначены. Осталось договориться о деталях. Но тут дело может затянуться на долгие месяцы. Виной тому – жадность Незалежной. Вместо протянутого пальца ей понадобилась вся рука. В среду, 11 апреля, глава Минэнерго Украины Игорь Насалик заявил, что Киев согласится на транзит только при контракте на объем от 40 млрд куб. м газа в год, не меньше.
"Газпром" же раньше допускал, что после 2019 г. через территорию Украины сможет транспортировать 10-15 млрд куб. метров. По мнению Насалика, это предложение неприемлемо, поскольку Киев тогда не то что не получит прибыли, а еще и свои деньги будет вкладывать в прокачку газа в Европу.
Тут министр, конечно, лукавит. Хотя, если учесть, что ГТС Украины требуется масштабная модернизация, доходов только от транспортировки озвученных "Газпромом" объемов на это будет недостаточно.
По подсчетам "Коммерсанта", компромиссной цифрой является 25 млрд кубов. В этом случае Киеву хватит транзитных денег на ремонт ГТС. Объемы сверх этого уже будут нести прибыль Украине. Отметим, что расчеты эти верны при условии, что Киев согласится на ставку $22 за тыс. куб. м, которая соответствует "Северному потоку – 1". Сейчас же Украина получает за прокачку по своим трубам $32,2 за тыс. куб. м, а в будущем хочет еще больше.
На этой неделе запланирована встреча представителей "Нафтогаза" и "Газпрома" по вопросу продления транзитного контракта. Понятно, что сразу они ни о чем не договорятся. Но и потом дело может тянуться долго. Поле для торга очень большое.